Как можно помочь детям с ограниченными возможностями

Помощь от государства детям-инвалидам в 2019 году

Как можно помочь детям с ограниченными возможностями

Дети-инвалиды отличаются от обычных детей присутствием ограниченных возможностей.

Например, первые испытывают трудности в восприятии окружающего мира, нередко им сложно самостоятельно передвигаться и в целом вести полноценную жизнь без посторонней помощи.

Все эти особенности на практике означают большую нуждаемость детей с ограничениями в заботе, социальной защите и не только. Далее рассмотрим государственные гарантии и льготы, предусмотренные для данной категории.

Законодательное регулирование вопроса

Прежде всего, особое значение на уровне государства и всего мира в целом имеет проблема социальной адаптации детей-инвалидов в обществе.

Поэтому существуют различные международные конвенции, договорённости и прочие акты, согласно которым для несовершеннолетних лиц с инвалидностью должны быть созданы оптимальные условия жизни, позволяющие им участвовать в жизни социума, обучаться и использовать другие блага, доступные другим гражданам.

Например страны, подписавшие Конвенцию о правах инвалидов, согласно ст. 7 обязуются:

– гарантировать детям-инвалидам равные наравне со здоровыми детьми свободы и права во всех сферах общества;

– обеспечить рассматриваемой категории право на самореализацию и выражение своих взглядов;

– в первую очередь обращать внимание на проблемы детей с ОВЗ;

– оказывать гос. поддержку по созданию условий, необходимых для полноценного развития детей-инвалидов.

Благодаря указанной Конвенции в РФ действует Федеральный закон №124, регламентирующий перечень льгот, условия их реализации и порядок предоставления. Кроме того, в главе 2 данного ФЗ оговорены права детей-инвалидов. Согласно нормативному акту несовершеннолетним с ограниченными возможностями гарантированы:

– медикаменты и иная помощь специалистов на льготных условиях;

– возможность обучения в адаптированных, специальных учреждениях;

– материальное обеспечение, позволяющее покрыть необходимые расходы;

– оздоровление и отдых в реабилитационных центрах и лечебных санаториях;

– содействие в духовном, нравственном, психологическом и физическом развитии;

– наличие социальной структуры, сформированной с учётом нужд детей-инвалидов;

– оказание поддержки при нахождении в трудных жизненных ситуациях;

– юридическая защита прав.

Виды государственной помощи детям-инвалидам

По нормам Постановления Правительства №95 несовершеннолетний гражданин, имеющий заболевание или травму, которые привели к потере конкретного процента трудоспособности, относится к категории ребёнок-инвалид.

То есть определённая группа инвалидности не устанавливается. При этом назначение тех или иных льгот связано с индивидуальным уровнем развития, восприятия и другими критериями, диагностированными у инвалида.

Но в целом по стране реализуются преференции, которые рассмотрим далее более детально.

Медицинские льготы для детей-инвалидов

Согласно Постановлению Правительства РФ №890 дети с ограничениями по здоровью бесплатно обеспечиваются лекарствами, необходимыми для осуществления стандартного лечения. Перечень достаточно широк и включает в себя, например, бинты, мази, инъекции, сиропы и тд.

Кроме того, Постановление №694 гарантирует детям с ОВЗ выдачу протезно-ортопедических принадлежностей, инвалидной коляски и не только.

Примечательно,с что на приобретение дополнительного комплекта вспомогательных средств (костылей и тд) в аптеках предусмотрена скидка в 70%.

Плюс, указанным документом оговорен лимит на протезы, ортопедическую обувь и другие приспособления, призванные облегчить жизнь ребёнка-инвалида.

Наконец, нормы ст.6.2 ФЗ №178 являются основанием для предоставления детям-инвалидам санаторно-курортного лечения по показаниям врача и специального питания. Причём путёвка в санаторий выделяется как на ребёнка, так и на его сопровождающего. Поездка в обе стороны компенсируется из бюджетных средств.

Помощь детям-инвалидам в получении образования

Так как ограничения в плане здоровья часто препятствуют обучению в образовательных учреждениях стандартного типа, для детей с ОВЗ предусмотрены особые меры, регулирующиеся ст.79 ФЗ №273. Согласно нормам закона в сфере образования для рассматриваемой категории должны реализовываться следующие меры:

– наличие финансируемых за государственный счёт ДОУ или спецклассов, которые адаптированы, комфортны для детей с ОВЗ;

– действие индивидуальных программ, по которым особые дети могут получить образование любого уровня вплоть до профессионального;

– предоставление методических рекомендаций и учебных пособий по всем образовательным программам с ориентировкой на потребности нездоровых детей;

– подготовка специалистов, способных преподавать детям с заболеваниями и дефектами;

– создание учреждений, где осуществляется круглосуточное наблюдение и обучение детей-инвалидов;

– бесплатная выдача специализированной техники, помогающей детям со слуховыми, зрительными и иными дефектами получать информацию;

– возможность обучаться на дому, причём оплата работы преподавателей может компенсироваться.

Жилищные льготы детям-инвалидам

По  ст.14 ФЗ №181 семьи, воспитывающие ребёнка-инвалида и не имеющие собственного жилья, имеют право встать на учёт как нуждающиеся. В результате в льготном порядке или согласно очерёдности им могут выдать жилое помещение, а также дополнительную площадь при выявлении у ребёнка определённого недуга (подробнее о допустимых болезнях в Постановлении №817).

К примеру, психическое заболевание, поражение кожи или ВИЧ позволят родителям ребёнка-инвалида получить отдельную комнату для него. А ст.17 ФЗ №181 даёт семьям с больными детьми скидку 50% на все коммунальные платежи. Проживающие в частном доме могут приобрести со скидкой твёрдое топливо.

Плюс, закон даёт возможность семьям с несовершеннолетними инвалидами в первую очередь получить землю под развитие садоводства, фермерского хозяйства или возведение дома. А если ребёнок-инвалид признан сиротой и при этом способен обслуживать себя сам, по достижению совершеннолетия он получает жильё вне очереди.

Финансовая поддержка детей-инвалидов

Нормы ФЗ №166 закрепили за детьми-инвалидами право на начисление им пенсионного пособия. Такой вид материальной помощи гарантируется несовершеннолетнему гражданину с ОВЗ по факту установления инвалидности и до 18 лет.

Проще говоря, ежемесячно ребёнку-инвалиду начисляют 12 681,09 рубль.

Также, в результате проведенной в 2005 году правительством, монетизации льгот каждый месяц ребенок-инвалид дополнительно получает выплату в размере либо 2701,62 рубль (при полном отказе от льгот), либо 1580,20 рублей (если льготы в натуральной форме.)

Если у одного из родителей больного ребёнка есть инвалидность или стаж работы на севере от 15 лет, это позволяет ему приплюсовать к получаемому пенсионному обеспечению доплату в размере 30% на ребёнка-инвалида как иждивенца (по ст.17 ФЗ №400). Помимо этого по Указу Президента №175 один из родителей обеспечивается 10000 руб. по уходу за несовершеннолетним, причём период пребывания с инвалидом включается в трудовой стаж.

Вид социальной выплаты Детям-инвалидам Инвалидам с детства 1 группы 2 группы 3 группы
Социальная пенсия 12681,09 12681,09 10567,73 4491,30
Ежемесячная денежная выплата ЕДВ (в скобках — максимум при отказе от НСУ) 1580,20 (2701,62) 2661,52 (3782,94) 1580,20 (2701,62) 1041,25 (2162,67)
Набор социальных услуг НСУ в натуральной форме (0 руб.) или в денежном эквиваленте 124,05 + 863,75 + 133,62 = 1121,42 руб.
Ежемесячная выплата по уходу неработающими трудоспособными лицами
  • 10000 — родителям, опекунам (повышена с 1 июля 2019 г.);
  • 1200 — иным лицам
не выплачивается

В регионах может оказываться дополнительная денежная поддержка в зависимости от установленного прожиточного минимума и финансовых возможностей.

Транспортные преференции детям с ОВЗ

На региональном уровне во многих областях дети-инвалиды перемещаются в городском транспорте бесплатно (кроме такси). Плюс, как отмечалось выше, возможна компенсация расходов на дорогу к месту лечения и обратно сопровождающему и ребёнку-инвалиду.

Налоговые льготы семьям с детьми-инвалидами

Ст.218 НК РФ обеспечивает родителю нездорового ребёнка право на налоговый вычет, составляющий 12 000 рублей ежемесячно. А попечитель (опекун) инвалида обеспечивается налоговой льготой в размере 6000 рублей.

Правила оформления помощи детям-инвалидам

Рассмотренные выше и дополнительные преференции в регионах оформляются в управлении соцзащиты населения по месту жительства. Чтобы получить причитающиеся льготы, необходимо сначала зафиксировать статус ребёнка, то есть установить инвалидность (см. Постановления №95). После этого в отделение соцзащиты требуется подать:

– заявление на льготы;

– паспорт заявителя (родителя, опекуна);

– справку о составе семьи;

– свидетельство о рождении малыша;

– удостоверение инвалида (справку);

– медицинские докумены о степени ограничений;

– справки о месте проживания (фактического).

Тот же пакет документов следует предоставить в ПФ по месту жительства при оформлении пенсии ребёнка-инвалида. Что касается налогового вычета, спровоцировать вступление данной преференции в силу должен работодатель одного из родителей.

Получить транспортные льготы можно путём предъявления удостоверения во время поездки. Скидки по оплате жилищных услуг фиксируются при обращении в УК или ресурсоснабжающую организацию.

Источник: https://doorinworld.ru/publikaczii/poryadok-predostavleniya-gosudarstvennoy-pomoshchi-detyam-invalidam

Что мешает обучению детей с ОВЗ в Москве, показал мониторинг | Милосердие.ru

Как можно помочь детям с ограниченными возможностями

Стали известны результаты исследования доступности образования для детей с ОВЗ в Москве.

Мониторинг проводился по всей России, общие итоги планируется подвести в ближайшие дни, и обсудить затем с Минпросом РФ и региональными органами управления образованием. О данных, полученных в столице, порталу Милосердие.

ru рассказала исполнительный директор РОО помощи детям с РАС «Контакт», член Совета МГАРДИ, член Совета ВОРДИ Елена Багарадникова.

— Мониторинг МГАРДИ и ВОРДИ (МО Москва) отобразил все текущие системные трудности. Отчасти отмеченные в мониторингах за прошлые годы проблемы начали решаться, видна позитивная динамика. Новых болевых точек не выявлено, но в любом случае, видно, к чему по-прежнему приложено недостаточно усилий со стороны государства.

Источник: презентация по итогам мониторинга

Есть объективные трудности: например, нехватка специалистов, общая длявсей страны. В России, по данным Минпроса РФ, для работы в образовательных учреждениях с детьми с ОВЗ не хватает примерно 20-22тысячи обученных сотрудников. Соответственно, можно было быпредположить, что в Москве дефицит составляет где-то, как минимум,

тысячи две.

Для правильных подсчетов нужно учесть цифры, озвученные на съездепредставителем Департамента науки и образования: в Москве в системеобразования 80 тысяч детей с ОВЗ, по заключению ПМПК имеющих правона адаптированную программу и специальные образовательные условия.Около 27 тысяч из них, по данным ведомства — дети с инвалидностью. Между тем, по данным Департамента труда и социальной защиты в Москве

насчитывалось более 40 тысяч детей с инвалидностью.

То есть, из системы образования выпала почти половина детей с инвалидностью.

При этом соцзащита видит лишь тех детей-инвалидов, которые имеют в Москве постоянную регистрацию, а органы образования – и детей с временной регистрацией, так что в реальности расхождение еще выше.

— Как родители оценивают готовность заведений к принятию детей?

— Понятно, что к нам обращаются прежде всего не когда все хорошо, аесли есть какие-то жалобы. В Москве в сфере образования для детей сОВЗ делается немало хорошего, об этом говорилось и на прошедшем наднях пятом съезде МГАРДИ.

Нет претензий к работе ПМПК: 75% получавшихзаключение оценивают ее как совершенно удовлетворительную.

Виднаработа Городского психолого-педагогического центра, который помогает идетям с ограниченными возможностями, и образовательным учреждениям, и

специалистам.

Но есть большая проблема с образовательными учреждениями. Ресурсныешколы, с помощью которых планировалось решить проблемы с обучениемдетей с ОВЗ в Москве, не могут вместить всех детей с особымиобразовательными потребностями в своих районах. А со второй задачей –устройством детей и сопровождением их на территории их районных школ –

вопрос остается открытым.

Районные школы массово пытаются «спихнуть» в ресурсные всех детей с
ОВЗ, вместо того, чтобы пытаться включать их в свой образовательный процесс.

Ресурсных школ в городе порядка 70. Их списки пересматриваются иактуализируются каждый год, в них стараются отбирать действительнодостойные учреждения. Но система ресурсных школ не решает всех задач

по обучению детей с ОВЗ в городе.

Система образования у нас вообще мало учитывает работу с детьми с ОВЗ, не имеющими инвалидности. Нет прозрачной системы финансирования для них: нет коэффициентов к подушевому финансированию — их начисляют лишь за работу с детьми с инвалидностью. Такая работа никак не учитывается и рейтингами школ.

— Затраты требуются для покупки оборудования, для оплаты дополнительного труда педагогов, тьюторов?

— На техническое оснащение школ обращают внимание и выделяют деньги. Вопрос вот в чем: в школы попадают дети с разными нарушениями.

В проведенном мониторинге процентное распределение наиболее часто встречающихся нарушений в целом совпадают с официальными статистическими данными о структуре детской инвалидности. На первом месте у нас эмоционально волевые нарушения и РАС.

От них почти не отстают речевые нарушения, это тоже очень непростая категория. Много двигательных нарушений, а также велик процент детей, у которых среди нарушений есть и умственная отсталость.

Техническое оборудование школ в основном предназначено для детей с двигательными нарушениями, либо с нарушениями слуха или зрения.

Остальным категориям детей нужно не «оборудование», нужны специалисты, обученные люди, понимающие что делать. Их-то как раз у нас и нет.

И в образовании мы не видим приоритета того, чтобы такие специалисты вообще появились и задержались в школе.

Регулярно сталкиваемся с сообщениями о том, что за год в школе у детей с ОВЗ сменилось, допустим, десять учителей, что за триместр поменялось три логопеда. Проблему нехватки квалифицированных кадров дополняет еще и текучка.

Платными услугами коррекционных специалистов вынуждены пользоваться не менее трети родителей, а пятая часть – обращается вообще только к платным специалистами.

Это свидетельствует и о ненадлежащем качестве коррекционной помощи, оказываемой в государственной системе.

По результатам мониторингов видна динамика: проблема сместилась в плоскость качества реализации необходимого и положенного по заключению ПМПК и создания надлежащих спец.условий.

Около 10% респондентов сообщили, что ребенок обучается в форме «на дому». 60 процентов из них эта форма не устраивает.

Лишь 10 процентов из них выбрали ее сознательно и хотят сохранить. Причина, по которым дети оказались на этой форме обучения – в 90 процентах случаев «не созданы спец.условия в образовательном учреждении». Обучение на дому не обеспечивает качественного образования, и не может заменить образование в школе.

Получается, что существующая система не обеспечивает права детей с ОВЗ на обучение.

Стоит вспомнить замечательный опыт Волгограда, где родители в результате долгой работы с органами государственной власти добились пересмотра коэффициентов к подушевому финансированию на обучение детей с ОВЗ в зависимости от необходимых и положенных специальных образовательных условий и адаптированных программ. После этого практически все местные отделения ВОРДИ пошли тем же путем, добиваясьот местных властей сбора необходимых сведений о числе учеников с ОВЗ, введения обоснованной методики расчета нормативов финансирования, и

приведения затрат на их обучение в соответствие с федеральными нормативами.

В Москве такая работа еще не проведена, при расчете подушевого финансирования детей с ОВЗ не учитывают.

На днях мэрия сообщила, что сам норматив подушевого финансирования повысился, но эта сумма снова никак не учитывает создание необходимых специальных образовательных условий для детей с ОВЗ.

— У нас та же структура распределения разных видов нарушений среди детей, что и в других странах? И отличается ли распределение детей по формам обучения?

— Да, процент тех или иных нарушений в разных странах примерно одинаков. А разница по формам обучения — колоссальная: в развитых странах на очном обучении — почти все.

Очень маленький процент детей обучается на дому. Представить себе ребенка, который не может учиться в школе, у них практически невозможно.

Это может быть коррекционная школа, может быть общеобразовательная, но он будет туда ходить, ездить на коляске, его обеспечат всем необходимым для обучения, включая доставку из дома и обратно.

И ему будут делать все необходимые регулярные медицинские процедуры, но он будет в школе.

У нас же проблема с медициной в школах носит тотальный характер.

Постоянно присутствующей медсестры или врача в школе нет. Ответственность за регулярные необходимые медицинские манипуляции целиком свалена на родителей.

Никто из сотрудников школы не наделен правом давать ребенку лекарства, катетеризации, или делать уколы. У школы нет для этого прав, а Департамент здравоохранения Москвы не делает никаких попыток решить этот вопрос.

Вопрос с медицинским обслуживанием детей в школах никак не решается, и по-прежнему остается одним из самых острых.

Источник: презентация по итогам мониторинга

— Причины того, что много детей с ОВЗ нигде не учатся, связаны с
неготовностью школ?

— С неумением справляться с такими ситуациями. И у них нет ни одного стимула, чтобы захотеть это делать. Они понимают, что принимая ребенка с ОВЗ, берут на себя головную боль, и только.

Мотивация работать с такими детьми низкая, или даже отрицательная. Попробовали, несправились, попросили уйти. Это самое простое.

На одном голом энтузиазме и гуманизме далеко не уедешь – выгорание настигнет почти

мгновенно.

Источник: презентация по итогам мониторинга

Родители детей с ОВЗ в Волгограде добились выполнения своих требований по школам

Категории: Инклюзивное образование, Права инвалидов Присоединяйтесь к нам

Источник: https://www.miloserdie.ru/news/chto-meshaet-obucheniyu-detej-s-ovz-v-moskve-pokazal-monitoring/

Как помочь детям и людям с ограниченными возможностями

Как можно помочь детям с ограниченными возможностями

https://dobro.lexstatus.com. http://www.nice-pics.ru http://homeofayurveda.org http://wallpaperscraft.

ru

Фонд принимает различные виды помощи: денежные пожертвования, помощь в организации мероприятий (изготовление поделок, оформление призов, помощь на стенде).

«Дети Наши» будут рады содействию в проведении мастер-классов для детей, организации творческих проектов, проведении субботников и конкурсов, перевозке, профессиональной помощи юристов, ведущих, фотографов, дизайнеров, переводчиков и event-менеджеров.

Телефон: +7 (495) 787‑99-70

Дербенёвская наб., д. 7, стр. 11

Движение оказывает поддержку тяжелобольным детям, людям с ограниченными возможностями и заключённым. В помощь принимают канцтовары и творческие материалы для работы с детьми: пластилин, фломастеры, бумагу для рисования, цветную бумагу и картон, краски, кисточки, ножницы, маркеры, паззлы, настольные игры, раскраски, мячи.

Телефон: +7 (499) 788-73-87

ул. Шухова, д. 17, корп. 2

Благотворительный фонд помощи детям с онкологическими и другими тяжёлыми заболеваниями. Здесь могут понадобиться средства личной гигиены, постельное бельё, пелёнки, памперсы, лекарства и другое.

Не менее важны приятные подарки для детей, которые поднимают юным пациентам настроение — игрушки, конструкторы, раскраски, книги. Ещё один эффективный вариант помощи — сдать кровь для переливания.

А если вы много путешествуете и получаете бонусы на железнодорожном или авиационном транспорте, часть этих бонусов можно пожертвовать детям, из регионов для поездок в Москву на лечение.

Телефон: +7 (495) 995-31-05, +7 (495) 995-31-06

ул. Доватора, д. 13, подъезд 2А

Православная служба помощи «Милосердие» — крупнейшая православная социальная служба России. Волонтёры помогают детям-сиротам, детям и взрослым с особенностями развития, старикам, больным и инвалидам, людям в беде, бездомным.

Есть также центр гуманитарной помощи для беременных женщин и матерей с детьми, оказавшихся в кризисной ситуации, а также нуждающихся многодетных семей.

Можно помочь пожертвованиями или принести в фонд одежду, обувь, коляски и кроватки, постельное бельё, памперсы, продукты.

Телефон: +7 (495) 542-00-00, +7 (495) 912-91-19

ул. Станиславского, д. 29, стр. 1

Врождённый порок сердца — одна из самых частых причин смертности детей до года. Фонд занимается помощью детям с врождёнными заболеваниями сердца и нервной системы. Организаторы устраивают акции, продают дизайнерские вещи, проводят творческие мастер-классы. Выручка от разнообразных мероприятий перечисляется на счета детям, нуждающимся в операциях на сердце и других видах лечения.

Телефон: +7 (499) 703-16-56

пер. Карманицкий, д. 9, офис 614

Фонд начал свою работу в 2005 году с помощи детям с онкологическими заболеваниями. Когда организация стала развиваться, помогать стали всем ребятишкам с тяжёлыми болезнями. Большое внимание здесь уделяют также вопросам реабилитации и психологической помощи.

Например, проект «Суперспособности — дети-киборги» организует протезирование для детей от 2 до 12 лет с ампутациями или врождённым недоразвитием рук, помогая им вернуться к полноценной жизни.

«Я открываю мир» — программа для адаптации в обществе и культурного развития детей и подростков-инвалидов.

Телефон: +7 (495) 980-04-38

ул. Большая Серпуховская, д. 44, офис 19

Фонд помогает многим больным детям, больницам и детским учреждениям. Цель фонда — благотворительность для детей с тяжёлыми заболеваниями и онкологией, а также помощь сиротам из приютов.

Сотрудники организации нередко пытаются привлечь к проблеме влиятельных людей, которые неравнодушны к детским бедам. Под своим руководством они собирают всех — от простых людей до сильных мира сего.

Ведь для детей любая помощь очень важна.

Телефон: +7 (495) 971-20-44

ул. Москворечье, д. 31, корп. 1, офис 50

Организация занимается помощью детям с заболеваниями головного мозга. Здесь помогают организовать обследования и лечение, закупают лекарства, занимаются реабилитацией детей и помощью медицинским учреждениям.

На средства фонда закупается сложная аппаратура, необходимая для восстановления пациентов после операций на мозге, а также оказывается адресная помощь семьям с больными детьми.

Создатель фонда — Константин Хабенский, известный актёр театра и кино.

Телефон: +7 (800) 250-93-05

пр-д Лубянский, д. 19, стр. 1

ул. Электрозаводская, д. 27, стр. 7

Благотворительный фонд оказывает помощь детям-сиротам, детям-инвалидам, пожилым людям и группе социально незащищенных граждан.

Сотрудники организуют адресную поддержку для детей с нарушениями развития, курируют школы-интернаты и приюты.

Отдельная область работы — профессиональное обучение выпускников интернатов, которое позволяет подросткам получить востребованные специальности и самостоятельно себя обеспечивать.

Телефон: +7 (499) 397-80-14

ул. Краснобогатырская, д. 6, стр. 6, пом. 4

Надоело ходить на мероприятия одному?
Ищи человека, с которым тебе будет интересно

Если вы нашли опечатку или ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий её, и нажмите Ctrl+↵

KudaGo в соцсетях: Instagram

Источник: https://KudaGo.com/msk/list/kak-pomoch-detyam-i-lyudyam-s-ogranichennymi-vozmo/

«Школу ребенок не потянет, сделаем инклюзию для себя». Что мешает принять особых детей в обычные классы и группы

Как можно помочь детям с ограниченными возможностями

Испорченная мебель, бранные выкрики в адрес одноклассников и учителей, провокации, слезы, игнорирование, «потерялся между столовой и туалетом», «залез под парту и пинался ногами, когда его пытались вытащить» – все это неотъемлемая часть инклюзивного образования, связанного с ментальными сложностями. Насколько наше общество реально готово к принятию детей с особенностями развития, размышляет психолог, тренер, сторонник инклюзивного подхода в образовании Дмитрий Корнилов.

На протяжении восьми лет инклюзивное образование пытается встроиться в российскую школу. В инклюзивном классе должно быть не более 20% детей с ОВЗ, большее количество превращает его в спецкласс. Если учесть, что на 2019 год процент детей с инвалидностью составляет примерно 2,5% от общего числа, то в теории инклюзия становится возможной. Но что же на практике?

Дмитрий Корнилов

Безусловно, реформа об инклюзивном образовании полезная и нужная. Ее реализация – это, во-первых, включение детей с ограниченными возможностями в жизнь социума, а стало быть, начало социализации с малых лет. Нормотипичные дети в свою очередь получают навыки общения и гармоничной жизни в новом социуме, развивая терпимость, заботу и психолого-педагогические качества. 

По моим наблюдениям, чем больше опыта общения с «особятами» получают обычные дети, тем более стойкими и чувствительными становятся в пубертатном и постпубертатном периоде.

В дальнейшем, когда им придется выстраивать взаимоотношения в учебной и рабочей среде, приобретенная гибкость, терпимость и толерантность будут весьма кстати. Обычно в каждой детской группе все роли распределены, и всегда есть тот, кто оказывается слабее других.

Когда в такой группе появляется особый ребенок – «слабый» становится сильнее и наравне со всеми заботится о том, кому реально нужна помощь. 

Во-вторых, такой подход позволяет родителям увеличить социальные контакты и не замыкаться в сложностях ребенка. Это приводит к лучшему качеству жизни, открывает новые пути самореализации, возвращает человека в полноценную общественную жизнь. В-третьих, это колоссальная экономия бюджетных средств за счет закрытия специализированных школ и детских садов. 

И если в инклюзивном образовании столько плюсов, то в чем тогда проблема?

Инклюзия – или инвалидизация общества?

Говоря о сложностях инклюзии, я в первую очередь рассматриваю интеграцию людей с ментальными нарушениями. Идея с инклюзией в целом хорошая, но в том виде, в котором она есть сейчас, ведет к инвалидизации всего общества, а не к реальной интеграции людей с ОВЗ. Не люди с ограниченными возможностями подстраиваются под окружающий мир, а окружающий мир подстраивается под особых людей.

К сожалению, я не видел ни одного учебного заведения, показывающего стопроцентный результат социализации детей с ментальными нарушениями. И даже тридцатипроцентный результат социализации «тяжелых» детей не видел.

Уровень тяжести, о котором я говорю, – это комплекс, куда входит уровень интеллекта, социальная ситуация (окружение ребенка, финансовые возможности семьи, психическая подготовленность родителей), физические и физиологические особенности, вовлеченность в процесс болезни и выздоровления родителей и ближайших родственников. 

И здесь на первое место выходит не столько переоборудование школ пандусами, лифтами, дублирование надписей шрифтом Брайля, сколько переобучение и переподготовка педагогического состава. Безусловно, не обойтись и без общественного принятия. Именно принятия, а не выполнения поручений.

Декларируя дружелюбность к детям с особенностями, по факту мы получаем неготовность учебных заведений принимать таких детей.

Педагоги далеко не всегда понимают, как нужно действовать, в итоге рушится образовательный процесс всей группы. Зачастую дети без сложностей в поведении начинают эти сложности проявлять.

Еще бы, ведь учителя уделяют гораздо больше внимания более шумным и странным ученикам, а иногда и делают некие послабления… Как результат: уровень знаний падает, а руководство школ старается перевести особенных ребят на домашнее обучение, дабы не портить статистику успеваемости и сохранить стабильность в работе учителей. 

Второй важный момент – безопасность учеников как с особенностями, так и нормотипичных. Агрессии в ту или иную сторону более чем достаточно, даже один срыв может привести к серьезным последствиям. 

Например, одного из моих воспитанников с особенностями развития выгнали из обычной школы из-за того, что он ударил девочку: та громко кричала на перемене, а он не смог ей объяснить, что нужно вести себя тише, и применил физическую силу. Позже очень сильно переживал, но исправлять ситуацию уже было поздно. Случай агрессивного поведения со стороны мальчика был не первый. В итоге его перевели в коррекционную школу. 

Чего хотят родители детей с ментальной инвалидностью

Чего хотят родители особых детей? Того же, что и родители обычных: видеть их здоровыми, счастливыми и самостоятельными. Часть мам понимает, что ребенок никогда не сможет обучаться наравне с другими, потому в ряде случаев сами выступают против инклюзивного образования.

Но стараются найти возможность общаться (играть на одной площадке, посещать кружки) с нормотипичными детьми с малых лет, что, по их мнению, приведет к формированию приемлемых социальных паттернов поведения.

Как крайность, многие из таких родителей выбирают для своих детей спецшколы, а не инклюзивные классы, хотя ребенок вполне бы мог и потянуть этот вариант.

Другая крайность – «пробивные родители».

Такие не находят сложностей ни в себе, ни в существенно ограниченных возможностях ребенка и направляют свою энергию не на адаптацию, а на желание получить все возможное от общества путем войны.

Их кредо можно сформулировать примерно так: «Ребенок слаб, потому создайте условия для его нахождения здесь, даже если это вызывает неудобство окружающих, и наберите правильных детей, чтобы играли, не обижали и заботились».

Так или иначе родители особых детей выпадают из полноценной жизни общества.

Ведь бóльшую часть времени они вынуждены искать подходящие школы и возить ребенка на дополнительные занятия, где скорректируют поведение и дадут возможность если не пообщаться, то хотя бы посмотреть, как общаются другие дети.

Даже в случае с обычной школой родители особых детей все равно должны прикладывать больше усилий, чтобы помочь ребенку с интеграцией. В случае с коррекционной школой – тем более: времени «для себя» вообще не остается.

Из инклюзивных в коррекционные – и обратно

Развивающим и досуговым центрам привлечение детей с ОВЗ бьет по бюджету, а зачастую и по репутации.

Ведь показать красиво детей с ментальными особенностями на фото не всегда получается, да и родители часто по старинке воспринимают инклюзивные классы и группы как советские классы коррекции, куда «спихивали» тех, кто послабее.

Технологически отточенный для преподавателей и эффективный в плане показателей для родителей результат выстраивать тоже очень сложно. Да и в силу темперамента особые дети часто, как маленькие ураганы, оставляют после себя погром: расписные подоконники, обои, отломанные ручки у шкафов, сожженные инструменты… 

Родителям тоже непросто: тяжело слушать жалобы на своего ребенка, легче водить туда, где скажут, что все хорошо и по сравнению с остальными он кусается не так больно, бьет не так сильно, кричит не так громко.

Но особенные дети – это тренд, потому формально они присутствуют практически везде. На практике – в классах и залах – это скорее исключение.

Специализированным центрам перестроиться с «особят» на работу с обычными детьми также непросто. Те немногие центры, которые действительно пытаются работать с ментальными нарушениями именно в инклюзивном плане, со временем начинают испытывать дефицит в нормотипичных детях, что сводит само понятие инклюзии на нет.

С 20% детей с ОВЗ этот показатель постепенно увеличивается до 50, 80%. Как итог, эти развивающие центры закрывают свои двери для особых детей, а те, что не закрывают, начинают испытывать сложности с коррекцией и адаптацией. Так как превращаются в те же самые школы особого вида, где дети с особенностями просто не могут увидеть социального поведения. 

Сейчас среди родителей особых детей популярна идея «сами организуем для себя», но процесс обычно выливается опять же в создание коррекционного центра, который дружественно относится к нормотипичным детям.

Знаю случаи, когда родители особых детей объединяются в сообщества и организуют по факту коррекционные центры, называя их инклюзивными.

На деле в такие центры ходят около 90% особенных и только 10% нормотипичных ребят – как правило, это братья и сестры.

Что нужно для успеха

Для успешной реализации инклюзивного образования школе или центру, принимающим ребенка с ментальными нарушениями, нужно обратить внимание на следующие моменты:

  • Безопасность для себя и окружающих. Одно дело терпимо относиться к особенностям поведения, и совсем другое – находиться в постоянном напряжении: а не случится ли сейчас что-то страшное со мной или моим другом? Повышенная фоновая тревога, как показывает практика, приводит к увеличению индивидуальной агрессии. 
  • Сохранный интеллект. Речь идет не о гениальности или одаренности, а о возможности понимания причинно-следственных связей, элементарного обобщения, вычленения доминанты, следования формальной логике.
  • Заинтересованность родителей в адаптации ребенка. К сожалению, часть родителей на деле не слишком в этом заинтересованы. Кто-то от этого получает эмоциональные бонусы, кто-то материальные.

Эти три пункта – не исчерпывающие для принятия решения о приеме или не-приеме ребенка в учебное заведение. Вопрос об инвалидности и направлении в ту или иную школу решают психолого-медико-педагогические комиссии. Однако это три столпа, в зависимости от которых инклюзия возможна или невозможна в принципе.

Для успешной инклюзии – в том виде, в котором она есть, например, в некоторых странах Европы, – изменения должны быть не только в области образования, но и в области административного и уголовного права в отношении общества к людям с ОВЗ и, что очень важно, в отношении людей с ОВЗ к обществу.

Зачастую у ментальных инвалидов есть желание получать права и свободы как здоровому человеку, но в случае проступков нести ответственность как инвалид.

Родители из Испании рассказывают, что, например, если ребенок ударит тьютора в автобусе, то его лишают права ездить на общественном транспорте в течение месяца или вообще лишают посещения школы на это время.

В Ирландии, также со слов родителей, особых детей с агрессией могут, по закону, исключить из детского сада, школы «за то, что много кричит и нервничает». В Швейцарии есть специальные тюрьмы для душевнобольных.

У нас же размытость закона в этом смысле позволяет в некоторых случаях прикрываться болезнью, когда удобно.

В моем понимании инклюзия должна стать многоуровневой системой, где социализация начинается с раннего детства с оказанием поддержки семье.

Этот процесс должен быть гибким и непрерывным, а основной задачей надо сделать развитие коммуникации, а не набор формальных общеобразовательных знаний.

Системная подготовка ребенка к самостоятельной жизни в обществе – вот что по-настоящему важно. Это поможет реальной интеграции людей с ОВЗ в социум.

argumenti.ru; из архива автора

Источник: https://www.pravmir.ru/shkolu-rebenok-ne-potyanet-sdelaem-inklyuziyu-dlya-sebya-chto-meshaet-prinyat-osobyh-detej-v-obychnye-klassy-i-gruppy/

«Урок доброты»: как помочь людям с ограниченными возможностями

Как можно помочь детям с ограниченными возможностями

В Университете ИТМО 24 декабря состоялся «Урок доброты», приуроченный к Международному дню инвалидов.

Его провели специалисты управления образовательных технологий и инклюзивного образования Департамента по учебно-методической работе Светлана Гнездилова, Анастасия Мухаметшина и Дарья Митрошина.

Они рассказали о проведенном ранее соцопросе среди студентов Университета ИТМО с ограниченными возможностями, а также познакомили присутствующих с потребностями инвалидов, научили этике общения с ними и рассказали о мероприятиях по формированию доступной среды в вузе.

Соцопрос и безбарьерная среда

В начале урока начальник управления образовательных технологий и инклюзивного образования рассказала о сути обучения молодых людей с ограниченными особенностями здоровья наравне со сверстниками, не имеющими проблем. Согласно закону об образовании, для инвалидов должны создаваться необходимые условия, чтобы избежать какой-либо дискриминации и реализовать их право на качественное образование с квалифицированным подходом.

Университет ИТМО. Начальник управления образовательных технологий и инклюзивного образования Светлана Гнездилова.

Нами был проведен соцопрос инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в Университете ИТМО, чтобы выяснить, нуждаются ли они в разработке адаптированной образовательной программы и индивидуального учебного плана, возникают ли трудности при восприятии информации на занятиях, требуется ли им помощь ассистента, удовлетворяет ли их оборудование аудиторий вуза, а также необходимы ли дополнительные мероприятия для обеспечения успешной адаптации в университете”, — рассказала Светлана Гнездилова.

Сотрудники управления составили дорожную карту по организации инклюзивного образования в Университете ИТМО. В документе они перечислили все те подходы, которые необходимо успешно реализовать в вузе.

Так, эксперты подчеркнули, что важно организовать работу с абитуриентами-инвалидами, сопровождать обучение студентов с ограниченными возможностями здоровья, а также создать кабинеты психологической поддержки. Они сделали ставку на создание безбарьерных условий не только в рамках учебного процесса, но и проживания в общежитии.

В завершение специалисты управления составили рекомендации по оснащению залов библиотеки и учли возможность подготовки к будущей работе таких студентов.

Знакомство с потребностями и особенностями инвалидов

Начальник отдела разработки адаптированных образовательных программ Анастасия Мухаметшина рассказала присутствующим об особенностях, которыми обладают люди с инвалидностью, и их потребностях. Она подчеркнула разницу между понятиями «слепой» и «слабовидящий», познакомила студентов со шрифтом Брайля и приборами для письма по нему. Отдельно она пояснила классификацию соматических заболеваниий и расстройств опорно-двигательного аппарата.

Университет ИТМО. Начальник отдела разработки адаптированных образовательных программ Анастасия Мухаметшина.

«Люди с ограниченными возможностями нуждаются в помощи и поддержке окружающих. Каждому из нас хочется жить полной жизнью, общаться друг с другом и узнавать новое. Люди с ограниченными возможностями — такие же, как и любой из нас.

Они почти ничем не отличаются, но часто для общения и совместной деятельности с этими людьми необходимо знать их особенности», — объяснила специалист. — Мы можем не увидеть, что у человека тяжёлое хроническое заболевание, и пройти мимо.

Например, если вы увидите, что человеку плохо, предложите ему помощь, возможно, ему просто необходимо вовремя принять лекарство”, — отметила Анастасия Мухаметшина.

В свою очередь, сурдопедагог и специалист по учебно-методической работе Дарья Митрошина буквально на пальцах объяснила студентам, как общаться с людьми, у которых имеется нарушение слуха.

Университет ИТМО. Сотрудник отдела разработки адаптированных образовательных программ, сурдопедагог Дарья Митрошина.

«Глухие имеют такую потерю слуха, которая лишает их возможности естественного восприятия речи и не позволяет им самостоятельно овладеть речью без специально организованного обучения. Слабослышащие способны самостоятельно овладеть речью хотя бы в минимальной степени.

Для общения люди с нарушением слуха используют дактильную азбуку и жестовую речь. Дактильная азбука — это система русского жестового языка, в которой каждой конфигурации пальцев соответствует одна буква русского языка.

Жестовая речь — система общения глухих, в которой один жест обозначает одно слово», — пояснила сурдопедагог.

Молодых людей, пришедших на занятие, познакомили с некоторыми жестами и основами дактильной речи. Вместе с преподавателем они изобразили слово «мама» на дактиле, а также поупражнялись «говорить» руками слова: «здравствуйте», «до свидания», «дружить», «любить», «спасибо». В качестве заключительной части выступления был показан фрагмент фильма «Слово на ладони» о жизни слепоглухих.

Раздаточный материал

«Люди с ограниченными возможностями — равноправные члены общества, хотя и нуждаются иногда в помощи окружающих. Не стоит забывать о золотом правиле: прежде, чем сделать что-либо для такого человека, нужно спросить, нуждается ли он в вашей помощи, ведь мы должны уважать личную свободу каждого», — заключила Дарья Митрошина.

Просмотр видеоролика

Чувство меры и этика

Директор центра социальной поддержки обучающихся Департамента молодежной политики, кандидат психологических наук Елена Шарапановская рассказала участникам об этике общения с людьми, имеющими особые потребности. Часто люди или уделяют инвалидам слишком усердное внимание, заставляя их чувствовать излишнюю зависимость от других, или, наоборот, игнорируют.

По словам экспертов, правильное отношение к людям, у которых есть особенности, нужно воспитывать в себе всегда. Так, любое заболевание, несущее ущерб здоровью, становится серьезным испытанием. Однако, не стоит забывать, что при потере каких-либо свойств у людей усиливается работы органов чувств, появляется сильная тяга к жизни, новые таланты и способности к самовыражению.

Преодоление трудностей и жизнь с недугом развивают у таких людей огромную силу духа и воли, что подталкивает их к прогрессу в саморазвитии. Благодаря этому они добиваются успехов в спорте, науке и искусстве.

По словам Елены Шарапановской, в отношении людей с инвалидностью нужно проявлять не популистскую позицию, формируя у них выученную беспомощность, а выстраивать конструктивное общение.

Университет ИТМО. Директор центра социальной поддержки обучающихся Елена Шарапановская.

«Такой подход предполагает, во-первых, позицию на равных. Мы должны учитывать особенности, но в то же время относиться к человеку с ограниченными возможностями так же, как и к другим. И это распространяется на все сферы жизни.

Учитывайте реальные возможности таких людей — они многое могут делать сами! Делать за них все не только не нужно, но и вредно: и им, и вам. Нельзя забывать, что на демонстрации жалости стоит поставить крест. Наоборот, проявляйте жизнелюбие, оптимизм, дружелюбие, будьте добры.

Вместо жалости используйте действенное сочувствие: реальная помощь инвалидам заключается в создании доступной среды, приглашении их участвовать в важных и интересных событиях и мероприятиях.

Для всех людей важен визуальный контакт, так что не стоит избегать его в общении с инвалидами, повторяя ошибку многих», — убеждена руководитель центра.

Как отметила в своем выступлении Елена Шарапановская, не стоит забывать, что сейчас нет людей со стопроцентным здоровьем — у каждого есть карта в поликлинике с его проблемами.

Адекватное отношение и правильная позиция помогут справиться со сложностями во взаимодействии с людьми, имеющими особые потребности.

Преодолев смущение, стеснение, боязнь болезни и стыд, общаясь со всеми на равных, можно помочь не только человеку рядом, но и себе самому, резюмировала специалист.

Полина Полещук,
Редакция новостного портала Университета ИТМО

  • 26 Декабря 2019
  • 27 Декабря 2019
  • 20 Января 2020
  • 24 Января 2020
  • 05 Февраля 2020
  • 10 Февраля 2020

Редакция новостного портала

Знаете что-то важное? Не можете молчать об этом? Пишите!

Источник: https://news.itmo.ru/ru/university_live/social_activity/news/5348/

VektorPrava.Ru
Добавить комментарий