Абилитация и реабилитация разница

Реабилитация и абилитация инвалидов: что это, в чем разница, программа 2017

Абилитация и реабилитация разница

С 01.01.2016 г. в силу вступил закон, определяющий, что такое абилитация инвалидов, условия индивидуальных программ, а также устанавливающий ее различия с традиционным термином «реабилитация».

Понятия эти созвучны, но между ними есть разница: реабилитация является комплексом действий, направленных на восстановление способностей по болезни или травме. Абилитация является первоначальным формированием каких-либо способностей.

Преимущественно это понятие применяется к детям в раннем возрасте, которые имеют отклонения, нарушения в развитии.

Реабилитация и абилитация – есть ли различие?

Абилитация инвалидов – что это и чем она отличается от реабилитационных мероприятий? Сначала надо определить, что предполагает реабилитация, восстановление интеллектуальной, умственной, социальной, психической деятельности. Это не только их возвращение, но и поддержка, возвращение нормальной жизнедеятельности. Из международного определения следует, что это целый комплекс, включающий в себя следующие составляющие:

  • социальный для обеспечения восстановления инвалида, как субъекта социума;
  • педагогический для возвращения человека к нормальной деятельности;
  • психический, применяемый для реабилитации личности;
  • медицинский, обеспечивающий восстановление на уровне биологии, то есть возвращающий нормальную жизнедеятельность организму.

Модель, включающая в себя все указанные компоненты называется идеальной, она подходит для применения в стратегическом планировании реабилитационного центра.

Абилитация и реабилитация разницу имеют большую – в первом случае для инвалида способности формируются, а во втором создаются условия максимального восстановления утраченного функционала. Программы по абилитации предполагают, что человек обучается достигать различных функциональных целей при помощи альтернативных путей, когда привычные блокированы.

Подобные меры применяются, в основном, к детям, так как при позднем обращении они трудновыполнимы и неэффективны. Например, для детей, страдающих задержками в речевом развитии, помощь, оказываемая в 11 лет, будет поздней. Положительный результат принесет только абилитация, начатая в самом раннем возрасте. Это логопедические, педагогические и прочие мероприятия уже с 1-го года жизни.

Установление инвалидности: основные изменения

Согласно проведенным исследованиям, на 01.01.2015 г. в России насчитывалось около 13 млн. инвалидов, среди которых доля детей составляет 605 тыс (какую помощь детям-инвалидам оказывает государство?). Ранее при определении инвалидности использовались 2 критерия:

  • расстройство функций организма;
  • уровень ограничения жизнедеятельности (комиссиями применялись такие понятия, как полная, частичная с утратой возможности самостоятельно организовать самообслуживание, утеря двигательной функции, способности к обучению и прочее).

Такой порядок устанавливался Законом о защите инвалидов (ст. 1), но с 01.01.2016 г.

будет использоваться только один критерий, согласно ему лицо признается инвалидом, после чего ему назначается индивидуальная программа восстановления жизнедеятельности.

С 2016 года степень инвалидности определяется на основе выраженности функциональных расстройств, а не от степени ограничения. Разница очень большая:

  1. При старом порядке использовалась субъективная оценка, то есть способность к обучению, общению, контролю поведения (согласно Классификациям и критериям МСЭ, разд. III).
  2. Новая система подразумевает объективную оценку утери функциональности организма, что выявляется на основе проводимого медобследования.

Понятие «Абилитация инвалида»

Система установления инвалидности, принятая с 2016 года, более совершенна, она позволяет не только поставить диагноз, но и уточнить характер индивидуальной помощи человеку. Законом №419-Ф3 вводится такое новое понятие, как абилитация, то есть система формирования умений, ранее отсутствующих у инвалида.

Основными компонентами абилитации инвалидов в 2016 году являются следующие мероприятия: протезирование, ортезирование, а также реконструктивная хирургия, способы профессиональной ориентации, санаторно-курортное лечение, ЛФК, спортивные мероприятия, медицинская реабилитация и прочие.

Одной из главных особенностей нового закона является индивидуальная программа реабилитации и абилитации инвалидов, согласно Закону о Защите инвалидов ст.11.

Схема восстановления будет разрабатываться, а затем реализовываться по тем правилам, которые устанавливаются строго индивидуально.

Разрабатывать программу будут специалисты МСЭ (бюро медико-социальной экспертизы), согласно пункту 1 соответствующего Порядка.

По мере разработки индивидуальных схем восстановительных мероприятий, выписки из таких программ бюро СМЭ будет направлять в госучреждения, оказывающие соответствующие услуги и меры (ст.5 ФЗ №419, п.10).

исполнители, ответственные за абилитацию, должны будут отчитываться перед бюро.

В свою очередь, федеральные учреждения СМЭ должны передавать полученные данные специальным органам, ответственным за содействие занятости инвалидов (ФЗ №419 ст.1, п.2).

Преимущества новой системы очевидны, разработчики нового ФЗ №419 уверены, что именно подобные меры в состоянии повысить обязательность, результативность предпринимаемых мероприятий абилитации и реабилитации. Е.

Клочко, являющаяся одним из авторов законопроекта, считает, что только новая схема в состоянии более внимательно и полно относиться к программе восстановления и защиты инвалидов, включая детей, которым ранее не оказывалась помощь в необходимом объеме.

Финансирование программы абилитации

После определения понятий «реабилитация и абилитация инвалидов», что это конкретно и в чем состоят различия, необходимо коснуться вопроса финансирования.

Если ранее технические средства и многие восстановительные процессы, включая дорогостоящее лечение, оплачивались родителями и создаваемыми ими фондами, то теперь из госбюджета на подобные цели выделяется определенная сумма. Согласно Распоряжению от 31.12.2015 г.

№2782-р, в 2016 году будут выделены целевые средства в размере 9,3 млрд. руб. из фонда соцстрахования.

Распределение финансирования контролируется Правительством РФ, что определено новой нормой (ч.8, ст.7 ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации»).

В соответствии с законом денежные средства могут быть перенаправлены на обеспечение инвалидов техническими средствами, услугами, требуемыми для восстановления здоровья и отдельных функций организма.

Подписанное Распоряжение определяет, что средства из Фонда соцстрахования направлены на следующие цели:

  • предоставление технических средств и услуг реабилитации и абилитации (7,7 млрд. руб.);
  • предоставление субвенций в бюджеты субъектов РФ на подобные цели (в размере 1,6 млрд. руб.).

Принятая новая программа позволяет существенно улучшить механизм распределения помощи и определения ее объема, облегчить восстановление нормальной жизнедеятельности инвалидам, нуждающимся в помощи, успешной социализации, устройстве профессиональной и личной жизни.

Источник: https://subsidii.net/%D0%BB%D1%8C%D0%B3%D0%BE%D1%82%D1%8B-%D0%B8-%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D1%8F-%D0%B8%D0%BD%D0%B2%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B4%D0%B0%D0%BC/item/729-%D0%B0%D0%B1%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F-%D0%B8%D0%BD%D0%B2%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B4%D0%BE%D0%B2.html

Первый шаг

Абилитация и реабилитация разница

   Первого января 2016 года вступил в силу Федеральный закон от 01.12.2014 N 419-ФЗ. Он существенно расширяет гарантии, предоставляемые Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». В частности, вводится новое понятие – «абилитация инвалидов».

   Термин «абилитация» имеет латинские корни, происходит от слова habilitas, имеющего значение «пригодность, способность». В широком смысле слова абилитация означает подготовку к какой-либо деятельности.

Например, в европейской системе высшего образования абилитацией (хабилитацией) называется процедура получения наивысшей академической квалификации, позволяющей человеку с докторской степенью занять должность профессора.

Такого ученого называют хабилитированным доктором наук (doctor habilitatus, Dr. habil.).

   Термин «абилитация» используется также для обозначения процесса формирования правильных привычек, представлений, наклонностей у взрослых людей (например, у осужденных, у лиц, долгое время находившихся в плену, в закрытых сообществах), не имевших возможности обучиться важным для жизни вещам, нуждающихся в моральной и психологической поддержке. Такие люди нуждаются в абилитации для интеграции в человеческое общество.

   Термин «абилитация» давно используется специалистами по лечебно-педагогической коррекции.

В этом случае он означает комплекс лечебно-педагогических мероприятий для предупреждения и лечения патологических состояний у детей раннего возраста, еще не имеющих опыта и навыков жизни, а также – для коррекции последствий этих состояний, влияющих на качество будущей жизни, способность учиться, работать и быть приспособленным к самостоятельной жизни.

   В процессе жизни человек постоянно учится, приобретает новые знания, умения, функции; творчески развивается в соответствии с природными данными и предоставленными ему возможностями. Это развитие, приобретение необходимого опыта начинается еще во внутриутробном периоде жизни человека.

Плод ощущает движения матери, движется вместе с ней. Покачивания во время ходьбы стимулируют вестибулярный аппарат, недостаток кислорода, связанный с умеренными физическими нагрузками матери, заставляет плод двигаться, вызывая прилив крови к его собственным развивающимся органам.

Он слышит голос матери и звуки окружающего мира, чувствует прикосновение ее рук. Он вместе с матерью переживает изменения настроения, испуг, радость, разочарование, умиротворение.

Именно поэтому во все времена беременную женщину старались оградить от всего негативного, некрасивого, жестокого, тяжелого и, в то же время, советовали двигаться, гулять, заниматься посильной физической работой.

Реабилитация — это восстановление утраченного, а абилитация — развитие пока не реализованного потенциала.

   Родившийся ребенок начинает с необыкновенной интенсивностью учиться жизни. За первые пять лет жизни он приобретает бесконечно огромный опыт, несравнимый со всем последующим опытом и имеющий принципиальное значение для всей последующей жизни человека.

   Ребенок в этом возрасте нуждается в постоянном правильном воздействии на него, уходе, заботе, воспитании, развивающих играх, разговорах, общении, внимании и любви.

Даже совершенно здоровый  новорожденный, оставленный без внимания, общения, воспитания, получает невосполнимый ущерб для своего последующего психо-физического развития. Что же говорить о детях, появившихся на свет с функциональными ограничениями.

 Таким детям необходимо повышенное внимание, для развития необходимых жизненных функций имнужна дополнительная помощь, разносторонняя, специализированная и персонифицированная, подходящая именно к его случаю. Такая помощь называется «абилитация».

   Абилитировать – означает «делать способным, состоятельным, пригодным». Термин «абилитация» означает изначальное развитие каких-либо несуществующих навыков.

Привычное всем слово «реабилитация» буквально означает «вновь делать способным», так как латинская приставка ре- ( лат. re-) означает «вновь, обратно».

Слово реабилитация означает, что функции существовали, были утрачены по какой-либо причине и теперь восстанавливаются. Соответственно «реабилитировать» – значит «восстанавливать то, что уже имелось».

   Абилитационные мероприятия могут начинаться с контроля и коррекции антенатального (внутриутробного) развития плода с последующим выхаживанием младенца и корректировкой отсутствующих функций. Вместе с тем, в абилитационных мероприятиях может нуждаться и взрослый человек, утративший в силу каких-либо причин прежние умения и навыки и должен учиться заново.

Программа реабилитации инвалида предусматривает непрерывные поэтапные занятия, которые начинаются сразу после возникновения болезни или получения травмы.

   Абилитация детей с ограниченными возможностями здоровья включает в себя лечение и коррекцию физических и когнитивных расстройств. Важной её задачей является обучение достижению целей иными путями, если обычные естественные пути закрыты. Кроме того абилитация инвалидов подразумевает адаптацию окружающей среды для восполнения отсутствующих функций.

   В процессе абилитации одномоментно воздействуют в разных направлениях для того, чтобы развить все имеющиеся у ребенка задатки, максимально использовать его потенциальные возможности и предоставить ребенку возможность жить жизнью, максимально приближенной к той, какую он мог бы вести, если бы не имел ограничений по состоянию здоровья.

   Комплексное лечебное, педагогическое, логопедическое воздействие необходимо начинать как можно раньше, желательно на первом году жизни.

Чем позже дети с ДЦП и выраженными задержками развития речи начинают получать необходимую поддержку, тем меньше может оказаться эффект от абилитации.

При этом достичь выраженных положительных результатов гораздо труднее, чем при ранней абилитации.

   Статьей 9 Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” реабилитация инвалидов определяется как «система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности».

В этой же статье абилитацией инвалидов называется «система и процесс формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности».

Задачу реабилитации и абилитации закон обозначает как «устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалидов в целях их социальной адаптации, включая достижение ими материальной независимости и интеграцию в общество».

Таким образом, абилитация и реабилитация преследуют достижение одной и той же цели

   Основные направления деятельности при реабилитации и абилитации инвалидов не отличаются.

К ним относятся: лечебные и реконструктивные медицинские мероприятия, оздоровление на курортах и в санаториях, обеспечение профессиональной самостоятельности инвалидов, приобретение ими образования и профессии, которые смогут обеспечить материальную независимость, интеграция инвалидов в социальную среду, мероприятия по поддержанию ими здорового образа жизни  с помощью занятий физкультурой и спортом.

   Закрепление понятия абилитации инвалида на законодательном уровне имеет большое значение, так как понятие реабилитации, закрепленное законодательно гораздо раньше, более применимо к человеку с сохраненным интеллектом, с образованием и профессией, чья инвалидность вызвана травмой. А между тем, значительная часть инвалидов, в том числе – детей – имеют нарушения интеллекта и нуждаются именно в абилитации, в обучении с нуля, «с чистого листа».

   Законодательное закрепление понятия абилитации инвалида сопровождается появлением индивидуальной программы абилитации (ИПА). Закон дает возможность включать в такие программы меры по психологической, педагогической и социальной адаптации. Законом предусматривается также бюджетное финансирование на указанные цели.

   Абилитация и реабилитация детей-инвалидов в  медицинском центре «Первый шаг» проводится большим коллективом профессионалов в области медицины, реабилитологии, психологии, педагогики. Мы используем самые современные методы лечения, восстановления и обучения, лучший опыт европейской медицины и тысячелетние традиции китайской медицины.

   Двигательная реабилитация и абилитация детей и взрослых, лечение различными не инвазивными методами, занятия с логопедом и дефектологом позволяют нашим пациентам сделать первый шаг в самостоятельную жизнь, к тому, чтобы стать полноправным членом общества, материально независимым состоявшимся человеком.

Источник: https://1shag.org/article/abilitatsiya-ili-reabilitatsiya-v-chem-raznitsa/

Реабилитация И Абилитация Чем Они Отличаются

Абилитация и реабилитация разница

Абилитация – это производное слово от латинского «abilitatio» или «habilis», что в буквальном смысле означает «удобный» или «приспособительный». Стоит также отметить, что такие социальные и оздоровительные мероприятия проводятся не только по отношению к детям-инвалидам, но и к другим людям, моральное здоровье которых подорвано (к примеру, осужденным и пр.).

Существуют определенные патологические факторы, когда возникает вопрос о необходимости абилитации. Среди них следует особенно выделить поражения нервной системы в утробе матери, а также какие-либо родовые травмы, в частности черепно-мозговые. В раннем возрасте к подобным факторам можно отнести травматические, воспалительные и другие отклонения ЦНС.

Что такое абилитация и реабилитация инвалидов

    • социальные мероприятия предполагают возвращение инвалида в социум, где он становится полноправным членом, а не изгоем;
    • педагогические действия необходимы, чтобы человек смог вернуться к оптимальному образу жизни;
    • психические меры обеспечивают восстановление всех утерянных личностных особенностей человека;
  • медицинские действия предполагают восстановление самого организма, чтобы человек смог нормально управлять собственным телом.
    1. реабилитация – это совокупность специальных действий, которые предназначены для восстановления способностей человека, который лишился их из-за какого-либо заболевания или травмы;
  1. абилитация – это изначальное создание способностей у человека, которые полностью отсутствовали у него.

Абилитация — это

Ключевыми, самыми важными компонентами этого вида абилитации можно назвать протезирование, ортезирование, использование возможностей реконструктивной хирургии, различные варианты профессиональной ориентации, лечение в условиях санатория, применение лечебной физкультуры, различные спортивные мероприятия.

Официальный, подписанный руководством страны документ определяет, что эти финансовые потоки могут быть использованы по двум направлениям.

Во-первых, это предоставление технических средств и услуг по абилитации и реабилитации (объем – 7,7 млрд рублей).

Во-вторых, это предоставление денежной помощь местным бюджетам со стороны государственного (субвенции) на подобные мероприятия (объем – 1,6 млрд рублей).

Абилитация и реабилитация

Общеукрепляющую трудотерапию проводят с целью отвлечения мыслей ребенка от болезни, улучшения моторики, развития ручной умелости, повышения жизнедеятельности организма.

Для переключения внимания детям дают легкие задания (лепка из пластилина, картонажные работы, нанизывание бус и т.д.) с учетом возраста и особенностей, возможностей их моторики.

Постепенно детям начинают предлагать более сложные задания (помощь в уборке палаты, раздаче пищи).

Развитие умения удерживать голову осуществляют постепенно — сначала в максимально облегченных условиях, затем в условиях возрастающей сложности. Для коррекции неправильных положений головы применяют также валики, которые подкладывают на сторону большего наклона головы и шеи.

Кроме того, производят чередования положения ребенка в кровати по отношению к источнику света. Следует также носить ребенка на руках на боку, противоположном повороту головы. В тяжелых случаях для придания правильного положения голове и туловищу применяют специальные гипсовые кроватки.

В таких кроватках голову ребенка укладывают с обратным поворотом.

Реабилитация и абилитация инвалидов в 2019 году

В Федеральном законе от 01.12.2014 № 419 говорится о реабилитации и абилитации инвалидов, что это комплекс мероприятий, направленный на восстановление утраченных навыков и способностей, а также на поддержку в социальной сфере.

  • обучить инвалида самостоятельно себя обслуживать;
  • показать семье оптимальный вариант совместного проживания и ведения хозяйства с учетом навыков инвалида;
  • подготовить жилье для проживания в нем лица с ограниченными возможностями.

Интересное:  Положение о ветеране компании алроса

Абилитация и реабилитация: в чем разница

Следует заметить, что поздно начатая абилитация может оказаться малоэффективной и трудновыполнимой.

Так может быть, например, в случае, если дети с церебральными параличами и грубыми задержками речевого развития начинают получать соответствующую помощь лишь в возрасте восьми — одиннадцати лет.

Опыт последних лет говорит о том, что комплекс лечебных, педагогических, логопедических и других мероприятий надо начинать уже на первом году жизни.

Если кратко, то абилитация ( от лат. habilis — быть способным к чему — либо ) — первоначальное формирование способности к чему — либо . Термин применяется преимущественно к детям раннего возраста с отклонениями в развитии , в отличие от реабилитации — возвращения способности к чему-л ибо , утраченной в результате болезни , травмы и др . [педагогический терминологический словарь].

Отличительные особенности в проведении мероприятий реабилитации и абилитации

  1. Общая (применение препаратов, которые назначаются лечащим врачом, амбулаторное наблюдение);
  2. Специализированная (помощь в специализированных лечебных учреждениях, осуществление протезирования, проведение операций).
  • получения навыков общения, обучение социальной независимости, приобретения умений по осуществлению рекреационных мероприятий;
  • оказания помощи при разрешении личных проблем;
  • психологической поддержки семьи.

Реализация основных направлений реабилитации, абилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной, транспортной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации, абилитации инвалидов.

Обобщая вышеизложенное и опираясь на опыт работы автора, мы считаем, что в школе-интернате для детей с ограниченными возможностями здоровья должно быть сформировано абилитационно-воспитательное пространство.

В рамках экономического кризиса в обществе создание устойчивой системы образования, которая могла бы интегрировать все воздействия на детей, практически невозможно.

Существующая реальность наглядно демонстрирует, что даже специальная школа-интернат с новейшей системой образования, гуманистическими отношениями, различными творческими делами, вступая в конкуренцию с яркой и пестрой, изобилующей ультрасовременными «ценностями», средой, зачастую терпит фиаско.

Разница между абилитацией и реабилитацией инвалидов

Социальную. Социальная реабилитация инвалидов – это множество способов, которые позволяют подобрать наилучший вариант для жизни в обществе и семье, при этом учитываются возможности и потребности самого гражданина с ограниченными возможностями.

Она разделена на два направления: социально-средовую и социально-бытовую. Первое позволяет определить способности инвалида, на основании которых подбирается оптимальный вид деятельности. Второе – направлено на выявление оптимального режима в деятельности общества и семьи.

Оба эти направления включают ряд мер. Так, социально-бытовая адаптация состоит из консультаций человека, его обучения и членов семьи, а также смене обстановки на жил.площади инвалида на удобные для его самообслуживания.

Среди мер социально-средовой ориентации выделяют умение общаться, оказание поддержки при возникновении личных сложностей, моральная поддержка семьи инвалида.

Законодательно для инвалидов предусмотрены программы реабилитации и абилитации. Это позволяет им рассчитывать на адаптацию в обществе, что укрепляет их жизненную позицию.

Реабилитация и абилитация

В современной специальной психологии термин «компенсация» не является широко употребимым. Куда чаще используется понятие «реабилитация». Компенсация — это внутренний процесс; реабилитация — внешний. Реабилитационная проблематика стала активно привлекать к себе внимание отечественных специалистов в конце 60-х годов.

Первичная компенсация протекает в идее целенаправленной деятельности, направленной на относительное уменьшение меры проявления основного нарушения. С этой целью используются коррекционные технические средства (очки, слуховые аппараты). В психологическом аспекте значительно сложнее компенсация в области вторичной симптоматики, т.е. в области психологических последствий нарушения.

Реабилитация и абилитация инвалидов: что это, в чем разница, программа 2018

Одной из главных особенностей нового закона является индивидуальная программа реабилитации и абилитации инвалидов, согласно Закону о Защите инвалидов ст.11.

Схема восстановления будет разрабатываться, а затем реализовываться по тем правилам, которые устанавливаются строго индивидуально.

Разрабатывать программу будут специалисты МСЭ (бюро медико-социальной экспертизы), согласно пункту 1 соответствующего Порядка.

Преимущества новой системы очевидны, разработчики нового ФЗ №419 уверены, что именно подобные меры в состоянии повысить обязательность, результативность предпринимаемых мероприятий абилитации и реабилитации. Е.

Клочко, являющаяся одним из авторов законопроекта, считает, что только новая схема в состоянии более внимательно и полно относиться к программе восстановления и защиты инвалидов, включая детей, которым ранее не оказывалась помощь в необходимом объеме.

Интересное:  Постановка На Учет Квартиры Вместе С Домом

Реабилитация и абилитация: в чем разница

Согласно результатам проведенной медико-социальной экспертизы, в соответствии со степенью ограничения способности к трудовой деятельности с учетом положений методических рекомендаций по перечню рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений человек может трудоустроиться.

Абилитация — это процесс, цель которого помочь приобрести или развить еще несформированные функции и навыки, в отличие от реабилитации, которая предлагает восстановление утраченных функций в результате травмы или заболевания.

Абилитация и реабилитация — это комплекс мер, направленных на адаптацию в обществе и преодоление патологических состояний людей с ограниченными возможностями здоровья.

Задача и абилитации, и реабилитации — помочь инвалидам как можно успешнее социализироваться, устроить и личную и профессиональную жизнь По вопросу коррекции ИПРА, с целью получения дополнительных технических средств реабилитации, необходимо подойти к лечащему врачу, взять направление на МСЭ, собрать полный пакет документов и предоставить в Бюро МСЭ. Что касается трудовой деятельности инвалидов при наличии различных групп, то законодательство не содержит официальных понятий «рабочая группа» и «нерабочая группа». Любой инвалид имеет право работать, какая бы группа ни была ему назначена.

Реабилитация и абилитация инвалидов

Благодаря абилитации обеспечивается формирование навыков и функций, которые облегчат жизнь ребенка в дальнейшем. Данный процесс рекомендовано применять для детей, которые имеют ограниченные физические возможности.

При нарушениях в моральном здоровье взрослого человека также рекомендуется использовать абилитацию. С помощью абилитации ребенок учиться ставить перед собой цели и достигать их.

Для малыша разрабатываются универсальные пути решения определенных задач, которые он может использовать в соответствии с состоянием своего здоровья. Благодаря абилитации человек учится компенсировать утраченные функции.

С помощью абилитации у инвалидов формируются новые способности. После прохождения курса человек пациент может достигать задач, которые ставит перед собой. С этой целью он использует разнообразные альтернативные пути, так как из-за инвалидности использование привычных способов является невозможным. Абилитация в большинстве случаев проводится в детском возрасте.

Когда рождается ребенок с функциональным ограничением, это означает то, что он будет не в состоянии развить все функции, необходимые для нормальной жизни, или, возможно, функциональность этого ребенка не будет развита так же, как функциональность его сверстников. Ребенок, невзирая ни на что, остается ребенком: с потребностью в любви, внимании и воспитании согласно своей уникальной натуры, и к нему необходимо относиться, в первую очередь, как к ребенку.

Слово «абилитация» происходит от латинского «habilis», что означает «быть способным».

Абилитировать означает «делать состоятельным» и используется вместо слова «реабилитировать», которое употребляется в смысле восстановления утраченной способности.

То есть это развитие еще несформированных функций и навыков, в отличие от реабилитации, которая предлагает восстановление утраченных функций в результате травмы или заболевания.

30 Июн 2019      hiurist         83      

Источник: https://urist-piter.ru/vozmeshhenie-vreda/reabilitatsiya-i-abilitatsiya-chem-oni-otlichayutsya

Психолого-педагогическая абилитация и социально-средовая реабилитация: что это, разница, определение, отличие, медицинская программа

Абилитация и реабилитация разница

Абилитация и реабилитация – разница между этими понятиями известна не всем инвалидам. Для того чтобы разобраться, что же они собой представляют, необходимо изучить несколько законодательных актов, которые являются базовыми в этом вопросе.

Нормативно-правовой аспект

Законодательно данный вопрос регулируется рядом правоустанавливающих документов:

  • ФЗ №181 от 24 ноября 1995 года ст. 9.;
  • ФЗ №419 от 1 декабря 2014 года (вступил в силу 1 января 2016 года).

Подробнее в статье: ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»

Стоит отметить, что первый документ является основным. В него на основании второго акта был внесен ряд изменений.

Опираясь на данные обоих правоустанавливающих актов можно сделать вывод о понятиях «реабилитация» и «абилитация».

Реабилитация – это процесс, который направлен на частичное или полное восстановление способностей, утраченных человеком.

Абилитация инвалидов – термин, подразумевающий формирование новых умений, ранее не присущих гражданину. Они могут быть использованы для ведения различных видов деятельности.

Для чего нужны эти методы

Благодаря социально-средовой реабилитации или абилитации гражданин может восстановить или приобрести новые способности, которые были утрачены или их не было вовсе. Оба процесса учитывают возможности инвалида на данный момент.
Среди задач реабилитации выделяют:

  • ускорение процесса выздоровления;
  • сохранение жизни гражданина;
  • облегчение состояния инвалида или профилактику появления инвалидности;
  • восстановление гражданина в социуме;
  • возобновление профессиональных способностей.

Определения «реабилитация» и «абилитация» отличаются не только теоретически, но и практически.

Ведь реабилитация инвалидов предусматривает восстановление утраченных навыков, а абилитация часто проводится с детьми, у которых есть предрасположенность к формам инвалидности.

Благодаря психолого-педагогической абилитации эти жизненно необходимые способности помогут человеку адаптироваться в социуме в случае наступления инвалидности.

Комплексы для граждан с ограниченными способностями

Законодательно для инвалидов предусмотрены программы реабилитации и абилитации. Это позволяет им рассчитывать на адаптацию в обществе, что укрепляет их жизненную позицию.

Среди программ выделяют такие.

Индивидуальную.

Она подразумевает комплекс мер, среди которых цикл методов, позволяющих вернуть утраченные способности тела за определенный срок посредством необходимых видов помощи инвалиду, оказываемой в требуемом объеме.

Среди методов используют медицинские, социальные, профильные, психолого-педагогические. Они отражаются в ряде действий восстановительного, оздоровительного, самореализационного и профессионального характера.

Комплексную. Для ответа на вопрос: что такое реабилитация инвалидов комплексного типа, необходимо учесть, что при этом процессе участвует множество специалистов, которые стремятся восстановить утраченные навыки инвалида. Среди направлений этого вида реабилитации отмечают:

  • просветительское – методы, используемые для работы с обществом по изменению отношения к инвалиду, а также при контакте с инвалидом – для его социальной адаптации в обществе;
  • досуговое – методы, используемые для удовлетворения потребностей духовного и физического типов;
  • коррекционное – способы, которые позволяют устранить или скорректировать недостатки, ограничивающие полноценную жизнь инвалида;
  • образовательное – желание на познавательную, общественную и трудовую деятельность гражданина с ограниченными способностями;
  • эстетическое – формируют эмоциональный фон для желания получения знаний при освоении мира.

Медицинскую. Медицинская реабилитация инвалидов представлена комплексом мер, направленных на уменьшение явного ограничения жизненных функций гражданина. Используют общую и специальную реабилитацию. Первая представлена медикаментозными методами, а вторая – помощью узкой направленности (протезирование, оперативное вмешательство и прочее).

Под мед.абилитацией подразумевают протезирование, хирургию реконструктивного типа и ортезирование. Не отменяют также и санаторное оздоровление.

Подробнее в статье: Очередь на путевки санаторно-курортного лечения инвалидов

Социальную. Социальная реабилитация инвалидов – это множество способов, которые позволяют подобрать наилучший вариант для жизни в обществе и семье, при этом учитываются возможности и потребности самого гражданина с ограниченными возможностями.

Она разделена на два направления: социально-средовую и социально-бытовую. Первое позволяет определить способности инвалида, на основании которых подбирается оптимальный вид деятельности. Второе – направлено на выявление оптимального режима в деятельности общества и семьи. Оба эти направления включают ряд мер.

Так, социально-бытовая адаптация состоит из консультаций человека, его обучения и членов семьи, а также смене обстановки на жил.площади инвалида на удобные для его самообслуживания.

Среди мер социально-средовой ориентации выделяют умение общаться, оказание поддержки при возникновении личных сложностей, моральная поддержка семьи инвалида.

Программы восстановления у детей

Для того чтобы сформировать или создать новые способности у детей, используются различные методы:

  1. Медицинский (физиотерапия, массаж, спортивные мероприятия).
  2. Бытовой (трудотерапия, обучение, консультации).
  3. Психологический (коррекция, диагностика, обучение самостоятельному обслуживанию).
  4. Педагогический ( получение новых знаний).
  5. Социальный (посещение концертов, выставок, кинотеатров, театров и прочего).

Реабилитация детей-инвалидов – это комплексный подход с использованием данных методов, так как это позволит вернуть ребенка к жизни обычного здорового человека.

Подробнее в статье: Закон «О детях-инвалидах» 2019

Финансирование

Средства для всех реабилитационных и абилитационных программ выделяются из федерального, регионального и прочих бюджетных фондов.

Так, медицинская сфера финансируется за счет средств гос.бюджета и фондов мед.страхования. Использование технических средств возможно благодаря региональным средствам. Обеспечение трудовыми местами – привилегия компаний. Индивидуальные программы финансируются за счет личных средств инвалида или других физ.лиц. При этом возможно дальнейшее получение компенсации.

Нормативно-правовые акты, регулирующие вопрос

Источник: https://moya-pensiya.com/raznitsa-mezhdu-abilitatsiey-i-reabilitatsiey/

VektorPrava.Ru
Добавить комментарий