481 постановление положение об организации детей сирот

481 постановление положение об организации детей сирот комментарии

481 постановление положение об организации детей сирот

Приобретение личных вещей для детей осуществляется по возможности с участием детей.

41. Организация воспитания детей строится с учетом их индивидуальных особенностей.

Режим дня, обеспечивающий рациональное сочетание воспитательной и образовательной деятельности, а также общественно полезного труда и отдыха, составляется с учетом круглосуточного пребывания детей в организации для детей-сирот и учитывает участие детей в проведении массовых досуговых мероприятий, включая личное время, предоставление возможности самостоятельного выбора формы проведения досуга с учетом возраста и интересов детей.

42. Организация питания детей осуществляется в соответствии с физиологическими нормами, возрастом и состоянием здоровья детей.

43.

Российской Федерации полностью дееспособными помещаются под надзор в организации, оказывающие социальные услуги. Дети, находящиеся под надзором в организациях, оказывающих социальные услуги, получают дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в близлежащих дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях.

23.

Дети в возрасте от 3 лет и до достижения совершеннолетия или признания детей в соответствии с законодательством Российской Федерации полностью дееспособными помещаются под надзор в образовательные организации при условии, что невозможно организовать получение детьми дошкольного образования, начального общего, основного общего, среднего общего образования в близлежащих дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях.

24.

Анализ семейного законодательства, законодательства о социальном обслуживании и практики реализации Постановления дает основания считать, что Постановление в части профилактики отказа родителей от воспитания своих детей и семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, возможно не будет в полной мере реализовано по причинам, связанным с его декларативным характером и отсутствием достаточной законодательной и методической базы.

Так, Постановление было принято в соответствии со ст. 155.1 Семейного Кодекса «Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

481 постановление положение об организации детей-сирот комментарии

N 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан»;

ф) выявление несовершеннолетних граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, включая обследование условий жизни таких несовершеннолетних граждан и их семей, в порядке, установленном Правилами осуществления отдельных полномочий органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.01 г.

б) организация помощи родителям и иным законным представителям детей-инвалидов, воспитываемых дома, в обучении таких детей навыкам самообслуживания, общения, направленным на развитие личности;

в) социально-педагогическая коррекция, включая диагностику и консультирование;

г) формирование позитивных интересов (в том числе в сфере досуга);

д) организация досуга (праздники, экскурсии и другие культурные мероприятия).

Вместе с тем указанным выше законопроектом Минобрнауки России 2007 года о развитии семейных форм устройства детей предполагалось, что план мероприятий по защите прав и интересов ребенка будет разрабатываться организациями, специалисты которых находятся в непосредственном контакте с ребенком и его семьей. Предполагалось, что указанные специалисты будут реализовывать и корректировать план при необходимости.

Взаимодействие организации для детей-сирот с негосударственными некоммерческими, в том числе общественными и религиозными, организациями, благотворительными фондами, а также отдельными гражданами – добровольцами (волонтерами) осуществляется в целях реализации мероприятий, направленных на профилактику социального сиротства и совершенствование организации деятельности по воспитанию, обучению, обеспечению сопровождения детей в случае оказания детям медицинской помощи, развитию и социальной адаптации детей, подготовке к самостоятельной жизни и оказанию детям юридической помощи в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

59.

N ВК-1850/07 «О реструктуризации и реформировании организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и совершенствованию сети служб сопровождения замещающих семей» (вместе с «Методическими рекомендациями органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам опеки и попечительства по реструктуризации и реформированию организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и совершенствованию сети служб сопровождения замещающих семей» (далее — Методические рекомендации)).

С учетом того, что Постановление вступило в силу через 15 месяцев после его принятия, а Методические рекомендации были направлены за год до вступления в силу Постановления, у соответствующих органов власти и организаций регионов было достаточно времени для подготовки к исполнению Постановления.

2.2.

61. Организация для детей-сирот на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» размещает ежегодный отчет, согласованный с органом или организацией, осуществляющими функции и полномочия учредителя организации для детей-сирот, который в том числе включает в себя:

а) информацию об организации для детей-сирот, о задачах ее деятельности, об условиях содержания, воспитания и получения образования детьми в организации для детей-сирот;

б) информацию о численности воспитанников и их возрастных группах;

в) сведения о численности, структуре и составе работников организации для детей-сирот;

г) информацию о направлениях работы с детьми и взаимодействии с организациями и гражданами;

д) информацию о численности воспитанников, которые были возвращены в течение года законным представителям или переданы на воспитание в семьи граждан.

62.

Дети, в том числе дети, указанные в пункте 12 настоящего Положения, являющиеся членами одной семьи или находящиеся в родственных отношениях, направляются в одну организацию для детей-сирот и размещаются в одной группе, за исключением случаев, когда это противоречит интересам детей.

17.

В целях сохранения привычной социальной среды, родственных и дружеских связей ребенка, продолжения получения образования в образовательной организации, которую посещал ребенок, дети помещаются под надзор в организацию для детей-сирот, расположенную территориально наиболее близко к месту их жительства или пребывания, за исключением случаев, когда привычная социальная среда негативно влияет на поведение детей, способствует асоциальному поведению детей и (или) их самовольному уходу из организации для детей-сирот.

18.

19.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий полномочия в сфере опеки и попечительства, в течение 10 дней со дня представления органом опеки и попечительства документов в соответствии с пунктами 6 и 15 настоящего Положения может обращаться в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий полномочия в сфере опеки и попечительства, на территории которого расположена организация для детей-сирот, в которую ребенок может быть устроен в целях обеспечения необходимых условий содержания, воспитания и образования исходя из потребностей и состояния здоровья ребенка, в целях определения условий компенсации расходов на полное государственное обеспечение, а также иных затрат, связанных с пребыванием и окончанием пребывания ребенка в организации для детей-сирот, в том числе обеспечением жилым помещением.

20.

Воспитательная работа ведется по адаптированной воспитательной программе, включающей следующие направления организации воспитания и социализации обучающихся:

  • Гражданско-патриотическое воспитание;
  • Нравственно-духовное воспитание;
  • Воспитание семейных ценностей;
  • Воспитание положительного отношения к труду и творчеству;
  • Здоровьесберегающее воспитание;
  • Правовое воспитание и культура безопасности;
  • Экологическое воспитание;
  • Формирование коммуникативной культуры;
  • Культуротворческое воспитание;
  • Половое воспитание;
  • Социокультурное и медиакультурное воспитание.

Особое внимание акцентируется на программе О.Н.

Источник: https://pravosud24.ru/481-postanovlenie-polozhenie-ob-organizatsii-detej-sirot-kommentarii

Постановление 481 фонды должны знать, как христиане – Библию | Милосердие.ru

481 постановление положение об организации детей сирот

Владимир Песня / РИА Новости

Радикальный документ — Постановление № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» — был принят в 2014 году и призван изменить подход к работе всех российских детских учреждений в области социального сиротства.

Елена Альшанская, президент благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам», считает, что сотрудники НКО должны знать Постановление № 481 так же хорошо, как христиане — Библию.

В чем суть: до постановления детские дома обязаны были обеспечить уход за ребенком – содержать, удовлетворять его или ее базовые потребности и в отдельных случаях обучать.

Сегодня их главная задача совместно с органами опеки – реабилитация и социальная адаптация подопечных, скорейшее жизнеустройство. Первый шаг на этом пути – возвращение в кровную семью, работа по восстановлению отношений с родителями.

Только если этого сделать не удается, ребенку ищут приемную семью, а не наоборот, подчеркивает Альшанская.

В этой новой реальности сильно поменялась роль НКО и волонтеров – фокус должен быть не на проведение спектаклей или праздников, а на куда более кропотливую и монотонную, но и более важную работу с семьями.

Какие главные изменения произошли за четыре года с момента принятия документа?

Индивидуальный подход

РИА Новости / Мария Ткачева

Известно, что дети вырастают в системе детских домов не приспособленными к нормальной жизни, не понимают ее законов, не знают многих вещей, которые нам кажутся очевидными. Причина – отсутствие индивидуального подхода.

Решение 481: условия в детском доме теперь должны быть максимально приближены к семейным. В первую очередь, маленькие группы (до 8 детей, а не 18-20 и больше, как было до постановления) и постоянный воспитатель у каждого подопечного.

«Это сделано для того, чтобы ребенок, потерявший семью, не становился маргиналом, не утрачивал понимания того, как вообще живут в мире за стенами учреждения, — объясняет Альшанская.

– Невозможно научиться этому на уроках по социальной адаптации раз в неделю в восьмом классе – взрослея, мы каждый день осваиваем мир через быт, который нас окружает, рутинные действия.

Не знать всего этого восемнадцать лет, а потом выйти из детского дома и резко научиться — нереально».

Новый дом недалеко от родных мест

РИА Новости / Константин Чалабов

Сегодня ребенка стараются устроить в учреждение для детей-сирот рядом с местом, где его «выявили» органы опеки. «Лучше всего, чтобы он не менял ни район, ни школу, ни места досуга, куда привык ходить, — подчеркивает Альшанская.

– Ведь он ни в чем не виноват – его же не в тюрьму сажают! А получается, что, помимо мамы, которая не справилась с ситуацией, ребенок разом утрачивает все окружение, друзей. На самом деле, ему вообще необязательно говорить своим одноклассникам, что у него в жизни что-то изменилось.

У нас бывали случаи, когда смена семейного положения проходила незаметно, и об этом знали только близкие друзья ребенка».

Выплаты раз в месяц из материнского капитала

РИА Новости / Алексей Никольский

У социального сиротства много причин, но исходная точка очевидна: неблагополучные семьи. С 1 января 2018 года малоимущая семья каждый месяц может получать выплату из средств материнского капитала в размере прожиточного минимума ребенка. Деньги будут начисляться до момента, когда ребенку исполнится полтора года.

Порог дохода для тех, кто может воспользоваться этой возможностью – полтора прожиточных минимума на человека в семье. Сумма варьируется в зависимости от того, где семья живет: в разных регионах прожиточный минимум разный.

«Министерство финансов долго на это не соглашалось, потому что все-таки материнский капитал – средства отсроченные, а мы их превращаем в ежемесячные выплаты, – говорит Ольга Баталина, депутат Госдумы РФ, член Комитета по государственному строительству и законодательству. – Но мера востребована и она сработала.

Ведь почти половина людей, имеющих на руках сертификат, никак им не распорядились. Кто-то действительно планирует использовать его под ипотеку, под жилье, но есть и те, для кого ни одно из этих направлений не подходит — им нужны деньги, и прямо сейчас.

Отсюда все эти незаконные схемы по обналичиванию материнского капитала – не от хорошей жизни».

Если вас интересует благотворительность, вы хотите разбираться в новых технологиях, читать экспертные интервью с яркими фигурами в мире НКО и помогать с умом — подписывайтесь на секторную рассылку Милосердие.РУ. Чем больше мы знаем, тем лучше помогаем!

Социальный контракт

Социальный контракт — еще один вариант материальной помощи малоимущим. Деньги в этом случае должны пойти на развитие семьи, например, на обустройство подсобного хозяйства, покупку оборудования для пекарни или, скажем, швейной мастерской, на дополнительное образование.

Звучит заманчиво, но на деле заключить такой договор с государством могут немногие. Причина в том, что у регионов крайне мало бюджетных средств на этот проект.

«Только 14 регионов-доноров имеют право самостоятельно, без согласования с Минфином, расширять свои расходные обязательства, – поясняет Ольга Баталина. – Они могут принимать дополнительные выплаты, наращивать социальные расходы.

Остальные живут по так называемому «модельному бюджету». У них на расширение своих социальных расходов просто нет права».

Как НКО узнать, есть ли у подопечных шанс заключить социальный контракт: На федеральном уровне это закон «О государственной социальной помощи». В субъекте федерации действует республиканский закон, в нем вводится инструмент социального контракта.

«Он находится в компетенции местного министерства социальной развития или защиты (оно может по-разному называться), — поясняет Баталина.

— Надо найти нормативный акт и понять, какое количество денег в республиканском бюджете заложено на эти цели на текущий год, как формируется очередность и есть ли она.

На уровне субъекта определяется набор целей, то есть на что могут быть потрачены деньги по социальному контакту. Максимальная сумма соцконтракта в одни руки лимитирована и варьируется в зависимости от направления (на обустройство, образование и так далее)».

Учеба в обычной школе

Константин Чалабов / РИА Новости

Каждый ребенок в детском доме должен иметь возможность посещать обычную школу, а не учиться, как раньше, не покидая стен учреждения, — весь день в домашних тапочках, спускаясь с третьего этажа общежития на первый в классы и поднимаясь обратно.

За последние три года произошло глобальное перераспределение учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по ведомствам внутри региона.

Если учреждение сохранило образовательную лицензию плюс в силу объективных причин ребенок в нем и живет и учится, то оно остается в ведомстве министерства образования.

Если же организации не учат, то все они переходят в министерство соцразвития или Минсемьи. В Минздраве остались только дома ребенка.

«Понятно, что внутри еще идет деление на обычные учреждения и на учреждения для детей с нарушениями и в доме-интернате для детей с ментальными нарушениями говорить о семейно-воспитательной группе пока не приходится, — говорит Ольга Баталина. — Там очень сложная ситуация, хотя все требования постановления распространяются и на них».

Тем не менее, у НКО уже есть опыт, когда и для таких детей создаются условия, приближенные к семейным. В качестве примера Ирина Романова, заместитель директора Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства образования и науки РФ, приводит московский Центр содействия семейному воспитанию «Вера. Надежда. Любовь».

«Подъемные» для выпускников

Евгений Епанчинцев / РИА Новости

Молодой человек или девушка, вступая во взрослую жизнь без поддержки родителей, испытывают большие трудности с социализацией и, как следствие, c поиском работы. Как правило, они обращаются в службу занятости региона, их ставят на учет как безработных и назначают пособие.

Это пособие отличается от обычного — оно выплачивается в течение шести месяцев и равно средней заработной плате в этом регионе.

Дело в том, что во многих регионах подъемные выпускнику детского дома очень и очень небольшие – иногда даже просто в виде набора постельного белья.

А если ему или ей еще квартиру надо снимать? Ведь часто жилье дают не сразу. Пособие помогает адаптироваться к нормальной жизни.

Кроме того, во многих регионах действуют муниципальные программы поддержки каникулярной занятости подростков — в них предусмотрена выплата части зарплаты ребенку. Такое софинансирование может стать выходом и позволить детям провести лето с пользой.

Обязательное обследование

В ближайшем будущем Министерство просвещения собирается ввести обязательное психологическое обследование потенциальных усыновителей.

Оно, впрочем, существовало и раньше, но прежде претендент мог отказаться его проходить, а теперь не сможет.

Причем, по словам Ирины Романовой, обсуждается вопрос психологического обследования не только самого усыновителя, но и людей, которые с ним проживают.

Еще одна тема в процессе обсуждения – разрешить усыновление людям с диагнозом ВИЧ. Министерство здравоохранения сейчас разрабатывает соответствующее изменение в законе.

Источник: https://www.miloserdie.ru/article/postanovlenie-481-fondy-dolzhny-znat-kak-hristiane-bibliyu/

Постановление 481 о деятельности организаций для детей-сирот: основные положения документа

481 постановление положение об организации детей сирот

Ежегодно в России появляются тысячи детей-сирот. У кого-то из них погибли родители, от кого-то отказались родственники. Есть дети, которых забирают из недобросовестных семей и передают на попечение государству. Для проживания сирот созданы специальные организации, работа которых регулируется Постановлением № 481.

Цель принятия документа

Постановление Правительства № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» принято в мае 2014 года.

Ранее существовали другие законодательные акты, регулирующие работу организаций для детей-сирот. Однако их положения не описывали полностью, какими должны быть условия, необходимые для обучения, комфортного существования и развития детей.

Новое постановление было принято с целью улучшения среды, в которой воспитываются несовершеннолетние.

Принятый акт призван обеспечить эффективную работу организаций для сирот при устройстве их в новые семьи, улучшить правовую информированность воспитанников. Одна из целей принятия документа — повышение эффективности адаптации маленьких инвалидов к условиям внешнего мира.

Основные положения Постановления и рассматриваемые вопросы

Основные положения Постановления описывают порядок функционирования организаций, в которых проживают дети, оставшиеся без попечения родителей. Документ закрепляет принципы деятельности организаций, правила приема воспитанников, требования к их содержанию. В Постановлении описаны услуги, которые предоставляются несовершеннолетним в государственных учреждениях.

В акте приводятся обстоятельства, необходимые для определения ребенка в организацию для сирот, и сопутствующие этому документы. Также рассматриваются следующие вопросы:

  • Описание жилых помещений. Жилье необходимо обустраивать по типу квартиры. В учреждении оформляется игровая зона, комнаты для сна, употребления и приготовления еды, уборная.
  • Предоставление воспитанникам личного пространства. Ребенок должен иметь возможность играть, учиться. Дети имеют право на личные вещи.
  • Сохранность личных предметов воспитанника. Организация обеспечивает ребенка личным шкафчиком и следит за тем, чтобы его вещи оставались в сохранности.
  • Процесс воспитания и обучения. В акте описано, что сироты имеют право получать образование по общей или индивидуальной программе. Ребенок вправе посещать близлежащее учебное заведение или проходить обучение в стенах учреждения. Воспитанникам предоставляется возможность получать дошкольное, школьное и профессиональное образование. Сотрудники предоставляют детям полную информацию об их правах.
  • детей-инвалидов. Лица с особенными потребностями содержатся в учреждениях, обеспечивающих им комфортные условия.
  • Адаптация воспитанников к жизни вне стен организации. Для этого к работе привлекаются психологи. Кроме того, детям обеспечивают участие в жизни общества посредством участия в олимпиадах, посещения других общественных учреждений.
  • Обеспечение сиротам культурного развития. Организации предоставляют воспитанникам возможность посещать культурные мероприятия и учреждения.
  • Предоставление полного медицинского патроната. Дети, находящиеся на попечении государственных заведений, имеют право на обследование и лечение, как по месту нахождения организации, так и в больнице.
  • Предоставление вещей и питания за счет государства.
  • Право на общение воспитанников с родственниками.
  • Информирование общественности о деятельности учреждения. Организация для детей-сирот обязана освещать в общедоступных источниках информацию о своих сотрудниках, количестве воспитанников, направлениях работы.
  • Условия проживания ребенка в учреждение для детей-сирот во время отсутствия опекунов или невозможности осуществления ими ухода за несовершеннолетним.

В Постановлении приводится рекомендуемое количество детей в группе; описано, что родные братья и сестры имеют право проживать в одном учреждении и свободно общаться.

Положительные и отрицательные стороны Постановления № 481

Постановление призвано защитить права несовершеннолетних граждан, которые лишены попечения родителей. Оно имеет ряд положительных моментов:

  • Воспитание несовершеннолетних в условиях семейности. Маленькие граждане, лишенные возможности расти в семье, пребывают в стрессовом состоянии. Организации для детей-сирот обеспечивают воспитанникам максимально комфортные условия. Обстановка, создающаяся в учреждении, позволяет подросшим воспитанникам быстро привыкнуть к жизни вне стен детского дома.
  • Информирование общественности о работе организаций. Данная деятельность привлекает внимание общества к проблемам сирот. Открытое информирование увеличивает возможности детей попасть в новую семью, а также привлекает волонтеров, оказывающих добровольную помощь организации.
  • Возможность воспитанников получать образование вне стен организации. Посещение учебных заведений позволяет воспитанникам детских домов получить представление о внешнем мире, способствует их быстрой адаптации к самостоятельной жизни.
  • Способствование обретения семьи воспитанниками. Благодаря деятельности работников государственных учреждений, количество сирот в государстве имеет тенденцию к уменьшению.

Несмотря на положительные моменты, документ имеет отрицательные стороны. К таковым относят:

  • В законе не описаны требования к педагогическому составу сотрудников. Отсутствуют образовательные программы подготовки воспитателей и учителей для осиротевших детей.
  • Возможность обучения ребенка, оставшегося без родителей, вне стен организации не закреплена четкими правилами. Школы и детские сады часто отказываются принимать на обучение сирот. Нет механизма для осуществления данного положения.
  • Воспитанник вправе находиться в организации для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и после того, как ему исполнилось 18 лет. Однако на практике в детских домах не находится свободного места для совершеннолетнего воспитанника.

Источник: https://SemPravorf.ru/deti/postanovlenie-481-o-deyatelnosti-organizacij-dlya-detej-sirot.html

Федеральный закон от 31.12.2017 481-ФЗ

481 постановление положение об организации детей сирот

е) организация содействия устройству детей на воспитание в семью, включая консультирование лиц, желающих усыновить (удочерить) или принять под опеку (попечительство) ребенка, по вопросам семейного устройства и защиты прав детей, в том числе участия в подготовке граждан, желающих принять детей на воспитание в свои семьи, организуемой органами опеки и попечительства или организациями, наделенными полномочием по такой подготовке;

д) консультативная, психологическая, педагогическая, юридическая, социальная и иная помощь родителям детей в целях профилактики отказа родителей от воспитания своих детей, ограничения их в родительских правах, лишения их родительских прав, а также в целях обеспечения возможности восстановления родителей в родительских правах или отмены ограничения родительских прав;

Постановление Правительства РФ 481 О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Гуманистическое представление, что нормальная жизнь для ребенка – это жизнь дома, в семье, уже давно было зафиксировано в Конституции и в Семейном Кодексе РФ. Наконец приоритет семейных форм воспитания дошел до уровня подзаконных актов и теперь, наконец, мы надеемся, что такая практика начнет воплощаться в жизнь.

С 1 сентября 2015 года вступило в силу Постановление Правительства РФ № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно которому дети-сироты будут помещаться в соответствующие организации только «временно, на период до их устройства на воспитание в семью», а организация должна способствовать их семейному устройству.

Хочется верить, что для детей это станет началом движения от системы – к семье.

Плюсы и минусы Постановления комментирует юрист правовой группы Центра лечебной педагогики Павел Кантор:

В Постановлении на нормативном уровне зафиксированы три очень важных положения:

ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:  СК РФ Глава 3. УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ БРАКА

1) и воспитание детей в учреждениях для детей-сирот должно быть организовано не в виде системы палат и коридоров казарменного типа, а в виде воспитательных групп семейного типа с одними и теми же преподавателями, объединяющих детей разного возраста и состояния здоровья.

Непонятно, насколько это будет реально на практике, но по крайней мере в теории – хорошо.

2) Акцент на том, что учреждение для детей-сирот, как правило, не должно являться местом их учебы, а обучение должно происходить в обычных школах, которые наиболее подходят ребенку и которые они будут посещать наряду с обычными детьми.

3) Акцент на том, что задача состоит в развитии и сохранении социальных связей ребенка, в том числе и семейных, а также с друзьями, знакомыми и т.д.

Эти три момента очень существенны.

Что касается недоработок: автор этого Постановления явно не имел в виду, что учреждения для детей-сирот могут быть – и уже есть! – разные, а не только государственные. В законе сказано, что теоретически может быть и так, но Постановление этого не учитывает.

В результате это будет, скорее всего, неоднозначно пониматься чиновниками на местах.

Правильнее было бы прямо указать в Постановлении, что учреждения для детей-сирот могут быть и негосударственные, с разным укладом, и оговорить, в какой степени это Постановление на них распространяется.

Второе: в постановлении не предусмотрено (хотя, на наш взгляд, должно быть), что эти учреждения в будущем могут не только быть опекунами и попечителями, но и быть соучастниками в опеке и попечительстве, наряду с другими лицами (участниками распределенной опеки, к которой движется законодатель и которая – теоретически – есть и сейчас, правда только в отношении взрослых). А автор этого Постановления, к сожалению, явно исходил из мнения, что если ребенок попал в систему, то он «их» целиком, и все функции по надзору, присмотру, защите прав и отстаиванию интересов целиком возложены на сиротское учреждение.

Третье: несмотря на общие правильные слова, в этом Постановлении не урегулирован очень больной и важный вопрос выхода из учреждения – насколько и в каком порядке ребенок может проводить время вне интерната (у друзей, у родственников, на каникулах, в поездках и т.д.). Там есть только краткое упоминание, что теоретически это возможно (и в Семейном кодексе есть эта возможность). Но отсутствие регулирования, скорее всего, на местах будет восприниматься как «не положено»

В Постановлении сказано, что интернат должен всячески поощрять взаимодействие с теми, кто хочет стать усыновителями, опекунами и попечителями – это очень важно и прекрасно, но недостаточно, т.к.

у ребенка должно быть свое взаимодействие за пределами интерната и с теми людьми, которые к опекунству не имеют отношения (например, с друзьями, дальними родственниками, волонтерами, одноклассниками и их семьями)

Отметим также, что в Постановлении есть мелкие нестыковки технического характера с новым законом о социальном обслуживании (поскольку учреждения для детей-сирот выступают по отношению к ним как поставщики социальных услуг) – хотя это не так важно. Статья написана по материалам сайтов: urist-yslugi.ru, nsportal.ru, www.osoboedetstvo.ru

Статья написана по материалам сайтов: urist-yslugi.ru, nsportal.ru, www.osoboedetstvo.ru.

Реализация постановления правительства РФ от 24 мая 2014 года 481

Важнейшими направлениями воспитательного процесса является работа по осуществлению программ: «Становление личности ребенка в условиях детского дома», «Создание развивающего пространства», «Программа постинтернатной подготовки детей», «Эстетическое воспитание и развитие личности ребёнка», ставших лауреатами Московских международных выставок.

Детский дом распологает всем необходимым для обеспечения современного комфортного уровня жизни детей, их разностороннего развития.

Оборудованы спортивные площадки по мини-футболу с искусственным «травяным» покрытием, баскетбольная и волейбольная площадки с резиновым покрытием, крытый бассейн, теплицы, медицинский и физиотерапевтический блоки.

Имеются швейная мастерская, кабинет декоративно-прикладного творчества, актовый зал, библиотека,комнаты социально-бытовой ориентировки и психологической разгрузки, тренажерный зал, изостудия, музыкальный класс, танцевальный зал, музей детского дома.

Правительство РФ утвердило новые правила деятельности детских домов

Согласно постановлению, сотрудники детского дома обязаны в доступной форме разъяснять детям их законные права и обязанности, сообщать о лицах, которым можно жаловаться в спорных ситуациях. Не допускается принудительное привлечение детей к участию в деятельности общественных, политических и религиозных организаций.

Группа детского дома, согласно новым правилам, будет состоять не более чем из восьми разновозрастных детей (а если в группе есть дети младше четырех лет, численность воспитанников снижается до шести).

Детей из одной семьи помещают в одну группу, а сам детский дом должен располагаться как можно ближе к прежнему месту жительства.

Исключение будет сделано лишь в том случае, если привычная социальная среда негативно влияла на ребенка.

Положительные и отрицательные стороны данного законодательного акта

Несомненно, принятие такого документа содержит в себе положительные стороны. К ним следует отнести:

Закрепление на государственном уровне принципа семейности обустройства жизни детей. Поскольку сироты, оказавшиеся разлученными со своими родителями, находятся в угнетенном психо-физическом состоянии

Обстановка семейности, поможет быстрее осуществить психологическую адаптацию в новых условиях жизни.

Немаловажное значение имеет закрепление положения о предоставлении возможности изучать общеобразовательную программу за пределами организации, осуществляющей попечение за детьми.

Нельзя не отметить, что данный пункт имеет очень большое влияние на социализацию данной категории детей, поскольку находясь за пределами учреждения, в котором он воспитывается, повышается уровень восприятия реальной жизни такими детьми;

Благодаря закреплению обязанности информирования организациями населения о проблемах сиротства, а также возможностей устройства таких детей в семьи повышается интерес общественности к этой проблеме, а также увеличивается шансы сирот обрести новую семью.

Источник: https://VsemoBrake.ru/other/481-postanovlenie-polozenie-ob-organizacii-detej-sirot.html

Постановление 481 о деятельности организаций для детей-сирот в 2020 году – что это такое, изменениями

481 постановление положение об организации детей сирот

Защита социально необеспеченных людей в России стоит очень остро. Государству приходится заботиться о разных категориях граждан, и учитывать интересы детей, которые лишены родительской опеки и заботы. Такие граждане более других нуждаются в поддержке.

Для них и было разработано постановление 481 о деятельности организаций для детей-сирот в РФ в 2020 году. На его основании работает большое количество учреждений, которые могут осуществлять профессиональную поддержку таких детей.

Что это такое

Данное постановление является проектом, которое позволяет оптимизировать работу отдельных организаций и добиться максимального эффекта. Программа нацелена на то, чтобы помочь детям найти новые семьи.

Программа была разработана на основании рекомендаций Минобрнаука России. Основными целями и задачами этого постановления правительства становятся:

  • повышение эффективности программ по организации усыновления детей;
  • организация устройства детей для воспитания в семьях;
  • проведение адаптационных процедур;
  • защита прав и свобод детей-сирот;
  • поддержка детских учреждений для обеспечения нормальных условий проживания;
  • установление условий, которые будут максимально приближены к семейным.

Согласно этому закону, Министерством регулируются такие области:

  1. Определять перечень тех видов работ, которые применяются по отношению к организациям, занятым детьми-сиротами и теми, кто остался без родительской опеки.
  2. Устанавливается и порядок работы таких организаций для детей, по какому алгоритму осуществляется прием малышей.
  3. На каких основаниях принимаются решения по размещению детей в разного рода организации — в зависимости от вида деятельности, услуг.
  4. Каким требованиям должно соответствовать заведения для содержания детей.

Эти нюансы позволяют руководить операциями не только по распределению бюджетных средств, но и по контролю за правильностью их расходования.

Поскольку в этом плане будет полная отчетность и условия содержания детей от этого улучшатся. Плюс, эффективность состоит в распределении детей по семьям — этот процесс также подлежит контролю и не допускает халатности и коррупции со стороны органов, в которых находятся дети.

Важные понятия

Рассмотрение такой темы предполагает ознакомление с рядом терминов:

ПонятиеЗначение
ПостановлениеДокумент, имеющий юридическую силу, который содержит определенную информацию и указания, обязательные к выполнению
Дети-сиротыЭто та категория детей, у которых нет родителей. Обязательным условием является смерть обоих родителей. Если же они живы, но лишены прав на малыша, то ребенка признают лишенным опеки, но не сиротой
НесовершеннолетнийЧеловек, который не достиг определенного показателя по возрасту, ввиду чего набор его прав и обязанностей в государстве органичен. В России совершеннолетними считаются те, кто достигли 18 лет
РеабилитацияПроцесс, в ходе которого человек может получить набор необходимых услуг для восстановления каких-либо функций или показателей

Основные положения

Данное постановление имеет ряд существенных изменений, которые будут влиять на всю работу организаций, в которых содержатся дети.

Согласно нормативно-правовому акту, устанавливается:

Набор действий, которые следует обязательно предоставляться детям-сиротамСюда относятся и те наборы услуг, которые оказываются через медицинские, социальные и образовательные учреждения. Поскольку воспитание здоровых и образованных детей является приоритетом
Положения, согласно которым установлены основания для помещения ребенка в особые организации — под надзорСуществуют и варианты размещения таких детей в стенах детских организаций не только несовершеннолетних, но и после достижения ими совершеннолетия. Крайним сроком будет 23-летие
По каким требованиям устанавливают набор услуг по организации жизни, воспитательных действийОбычно применяется принцип совместного проживания. Основополагающими моментами будут факторы, что дети являются родственниками или воспитывались вместе
Нормы по численности детей, которые могут находиться в одной группеК примеру, установлен критерий, что при использовании квартирного типа в помещении может жить не более восьми детей. Если же детям не более четырех лет, то максимальное их количество в группе составляет шесть человек
Составление плана требуется в рамках обеспечения для ребенка максимально удобных условий проживания и развитияИндивидуальный подход должен обеспечить быструю адаптацию и возможность его дальнейшего усыновления
Требования по реабилитации касаются учреждений, которые занимаются детьми с какими-либо нарушениями здоровьяРебенок с инвалидностью должен получить индивидуальную программу для прохождения реабилитационных мер после прохождения психологической, медицинской и педагогической экспертизы
Организация работы с гражданами, которые хотят взять ребенка на воспитаниеВ ходе этих мер должны проводиться не просто консультации, а тщательная подготовка и работа с родителями и детьми, которых направляют в семьи

Благодаря таким пунктам осуществляется повышение эффективности работы детских организаций такого рода.

Интересующие вопросы

Постановление об изменениях в работе детских организаций вступило в силу еще в 2015 году, ко Дню знаний — 1 сентября. Данный документ охарактеризовал основные направления деятельности для учреждений, в которых находятся дети-сироты и лишенные родительской опеки.

Одновременно с принятием этого документа потерял силу другой — постановление Правительства Российской Федерации №558 “Об утверждении требований к условиям пребывания детей в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей”.

Из-за этого старые положения нельзя применять к тем организациям, которые работают в 2020 году. И нужно пользоваться актуальной информацией, чтобы не возникало вопросов в расхождениях между законом и определенной ситуацией.

Поскольку подобные организации занимаются вопросами содержания и воспитания детей, о них должны быть предоставлены такие сведения:

  • составление отдельной анкеты в виде личного дела, которое позволяет в любой момент получить все необходимые данные;
  • составление направления на помещение ребенка в определенное учреждение — в соответствии с его индивидуальными параметрами.

Какие изменения в постановление 481 о деятельности организаций для детей-сирот рассматриваются

В 2020 году существует много недоработок в данном законодательном документе. В ходе его работы предлагается осуществить ряд изменений. Так, они касаются:

  1. Установления более актуальных процедур по работе с гражданами с целью уменьшения количества сирот и тех, кто находится на содержании в организациях.
  2. Вопрос о размещении детей с инвалидностью также стоит остро. Поскольку после усыновления часто профильные занятия перестают быть основным для них. И данный момент государству необходимо контролировать — чтобы ребенок получал максимальное развитие, которое ему необходимо.
  3. Предлагается также совместить и процессы обучения детей. Основной вопрос состоит в том, чтобы была возможность обучения в обычных общеобразовательных школах, что способствовало бы получению знаний и общению.

Также предлагались следующие моменты по поправкам:

  • установить максимальный срок для пребывания детей в распределительных организациях — не более года;
  • заменить возможность пребывания в организации до 23 лет периодом, до которого человек не получит место в образовательном учреждении или не найдет работу;
  • установить обязательное сопровождение на момент прохождения общих медицинских обследований, лечения или пребывания на реабилитации.

Эти моменты позволяют повысить показатели по работе с детьми, поскольку нередки случаи, когда элементарные действия по устройству ребенка в семью не выполняются в полной мере или должным образом.

Данные поправки предполагают тщательность работы сотрудников этих организаций и результативность.

Его плюсы и минусы

После того, как был принят данный закон прошло всего два года, но даже за такой небольшой период времени было установлено немало плюсов и минусов в его работе.

В качестве положительных моментов следует отметить:

  • изменение статуса детских домов, то повысило их привлекательность для родителей и комфортность условий пребывания детей;
  • поле для проведения дискуссий и новых реформ в данной сфере;
  • замечено повышение уровня усыновления детей, и даже тех, у которых есть инвалидность;
  • изменение формы содержания детей — не коридорно-палатная, а групповая семейного типа;
  • воспитатели не меняются, что способствует комфорту детей;
  • обязательным становится фактор сохранения социальных связей — в плане родственных, семейных, дружеских.

Но существует и ряд недоработок, которые необходимо исправлять:

  • создание частных домов для содержания детей-сирот и программ, по которым они будут функционировать;
  • не указано моментов о пребывании ребенка за пределами организации попечения, что не позволяет на законодательном уровне контролировать данный процесс.

Оформление такого рода постановления было очень важным пунктом в работе исполнительной власти. Этот документ стал началом для реформирования положений законодательства в отношении детей-сирот.

Однако до конца сформировать четкое представление о всех сферах, которые затрагивает документ, невозможно. Необходимо проводить доработки и поправки, которые включали бы законы социального обеспечения детей и предоставления им прав на этом уровне.

: положительные и отрицательные стороны Постановления 481 о деятельности организаций для детей-сирот

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Источник: https://posobieguru.ru/zakonodatelstvo/postanovlenie-481-o-dejatelnosti-organizacij-dlja-detej-sirot/

VektorPrava.Ru
Добавить комментарий